Какой должна быть пародия?

на фото: авторы Ирина Леви, я (Валентин Валевский)

и поэт-пародист Саша Аут (Александр Перфилов)

в фойе отеля «Mercure Москва Певелецкая»
—————————————————на фото: авторы Ирина Леви, я (Валентин Валевский)

и поэт-пародист Саша Аут (Александр Перфилов)

в фойе отеля «Mercure Москва Певелецкая»
—————————————————
Какой должна быть пародия? Этот вопрос, наверное, волнует многих, кто занимается поэтическим творчеством. Если обратиться к Википедии, то мы узнаем об этом предмете примерно следующее:
«Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.» Википедия, «Пародия», источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пародия
Всё это, конечно, интересно, но это не объясняет нам главного. Должно ли «произведение-насмешка» быть формой унижения личного достоинства, издевательства над человеком, формой сведения личных счетов? Ни в коем случае. Пародия может обыгрывать какие-то дефекты произведения, его ошибки, недочеты и смешные стороны (или кажущиеся таковыми) с целью создания комического эффекта, но ни в коей мере не должна затрагивать личность человека, если это касается его национальности, идеологической направленности и каких-то внешних физических недостатков (или кажущихся таковыми). Точно так же пародия не должна по качеству проигрывать пародируемому оригиналу, а по возможности даже выглядеть более эффектно перед ним. Что еще важно знать касательно этого предмета? Может ли жанр пародии быть рычагом или инструментом для оптимизации поэтического творчества? Разумеется, может, поскольку жанр пародии как форма критики призвана именно для этого. Это не просто сатира и юмор для улучшения настроения, это еще крайне важный фактор в улучшении творчества авторов на качественном уровне. Не следует, однако, об этом забывать.
Возможно, кто-то решит со мною поспорить и возразить, мол, дескать, но позвольте, а как же быть тогда с высмеиванием непотребного образа жизни, унизительно-упаднических настроений, опасно-утопических и извращенных взглядов, которых не грех как раз высмеять? Что же, я тут спорить не буду. В допустимых рамках и пределах высмеивать безобразие, конечно, нужно, однако всегда при этом следует помнить, что это не должно выглядеть как издевательство, но именно как стимулятор для переоценки ценностей, для пересмотра жизненных взглядов и образа жизни.
Именно по этой причине я прошу не относиться к пародии как к какому-то второсортному жанру, ибо жанр пародии также относится к области искусства и для того, чтобы писать настоящие пародии, надо быть по-настоящему талантливым человеком.
Есть ли положительный пример того, когда пародист отвечал бы всем указанным выше требованиям? Разумеется есть. Таким требованиям отвечал великий поэт и пародист Александр Иванов, о котором сказал столь же великий писатель Фазиль Искандер в своей эпиграмме:
«Скорбен лик у Иванова —

Хоть пиши с него святого.

Благодушен в скорби он,

Как весенний скорпион.»
Фазиль Искандер, цитата из Википедии, источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иванов,_Александр_Александрович_(поэт)
Для примера я мог бы привести так же других пародистов, таких, как Ю. Левитанский, Л. Лазарев, Б. Сарнов, Ст. Рассадин, В. Ардов, З. Паперный и прочих. Напомню также, что возрождение этого жанра в России и в других республиках Советского Союза связано с так называемой Хрущевской оттепелью, когда был окончательно развенчан сталинский режим и после усиленной трансформации политической системы в СССР была впервые предпринята после отказа от демократических свобод в эпоху ленинского НЭПа новая попытка построить социализм с человеческим лицом. Как известно, режим и культ личности Сталина не имел ничего общего с идеологией социализма, построенной на идеях человечности и гуманизма. Всё это я говорю к тому, что пародийный жанр стал усиленно развиваться именно в эпоху, когда в советской России идеи человечности приняли свой апогей.
Хорошо, — мне скажет неудовлетворенный критик, — а какой тогда можно привести пример в отношении авторов Стихи.ру? Есть ли отвечающие всем требованиям пародисты на сайте Стихи.ру? Разумеется, есть. К таковым относится, например, поэт и пародист Саша Аут (настоящее имя Александр Перфилов, указано у автора в резюме), который стал продолжателем идеи человечной пародии, направленной на улучшение творчества авторов и их образа жизни. Особо подчеркну, что у этого автора наименьшее количество удаленных модератором пародий (их всего несколько), которые, кстати сказать, приходятся как раз на период, когда Саша Аут только учился правильно писать пародии и разрабатывал для себя концепцию того, какой пародия вообще должна быть. Вот, собственно, и всё. Если у кого-либо есть интерес чему-нибудь научиться в плане написания пародий, то милости просим к нему на страничку http://www.stihi.ru/avtor/nocaut . Часть пародий у него выставлена в разделе «Недавнее» (их около 10-и), а другая часть в разделе «Пародии» (их более 80-и). Эти пародии как раз и являются положительным примером того, какими они должны быть в действительности.
—————————————————
Для дополнительного чтения:
Саша Аут, «Стань известным на Стихи.ру» http://www.stihi.ru/2010/09/18/4538


Добавить комментарий