Кто бы мог подумать….
Еще в прошлом году США обошли Россию и по объемам добычи газа, и по объемам производства жидких углеводородов. Конечно, специалисты понимают, что это все…Кто бы мог подумать….
Еще в прошлом году США обошли Россию и по объемам добычи газа, и по объемам производства жидких углеводородов. Конечно, специалисты понимают, что это все довольно условные сравнения. К примеру, здесь речь идет именно о предложении жидких углеводородов, а не о добыче сырой нефти. В случае США между этими показателями большая разница. В прошлом году американская добыча сырой нефти составила 323 млн т (в России – 497 млн т, без учета газового конденсата). Но в общий показатель помимо сырой нефти включаются и различные газоконденсатные жидкости и биотопливо, поэтому он достигает 554 млн т. У России, даже если мы включим и газовый конденсат, получается лишь 517 млн т. Условная разница – 37 млн т в пользу США. Условная – потому что арифметически складывать сырую нефть и газоконденсатные жидкости не совсем правильно, они лишь в определенной степени взаимозаменяемы как сырье для химической промышленности. Биотопливо также лишь отчасти является заменителем соответствующих нефтепродуктов.
Оценка объемов добываемого газа также имеет свои особенности – разные стандарты учета, составы газа и прочие факторы. К примеру, в российские показатели производства включают газ, закачанный обратно в пласт, тогда как в сопоставимый американский показатель – нет. И даже при этом, добыча товарного газа в прошлом году в США составила 673 млрд куб. м., в России – 653 млрд куб. м. Опять небольшая разница в пользу США, с оговоркой на условности подобных сравнений.
В сухом остатке получается, что уже сейчас по объемам производимых углеводородов Россия и США сопоставимы между собой и производят примерно одинаковые объемы. Однако динамика кардинально отличается. За последние 5 лет добыча газа в США выросла на 20%, а в России – снизилась на 2%. Добыча сырой нефти в США выросла за 5 лет на 30%, в России – всего лишь на 5%.
По среднесрочным прогнозам добыча нефти в России в лучшем случае будет оставаться на нынешнем уровне – новые вводы смогут лишь заместить истощение действующих месторождений. В США же технологии добычи сланцевой нефти позволили развернуть тенденцию к сокращению объемов производства с начала 2000-х годов. В последние годы основной прирост добычи американской сырой нефти происходит преимущественно за счет сланцевых месторождений \»Bakken\» в Северной Дакоте и \»Eagle Ford\» в Техасе. В августе объемы добычи сырой нефти в США достигли максимального значения за последние 24 года. Рост собственной добычи позволяет вытеснять импортные поставки на внутреннем рынке, а высокие мировые цены на нефть позволяют реализовать инвестиционные проекты даже с относительно высоким уровнем удельных издержек.
По добыче газа Россия фактически не имеет ресурсных ограничений – на действующих мощностях можно довольно легко нарастить объемы производства. Однако появляются ограничения по спросу: на внутреннем рынке опережающий рост цен на газ и вялый экономический рост не дает увеличивать объемы поставок. Объем потребляемого газа на европейском рынке по разным причинам не растет уже 10 лет, более того, ценовая политика «Газпрома» привела к тому, что Россия снизила свою долю на этом стагнирующем рынке.
В США другая история – перепроизводство на внутреннем рынке за счет добычи на сланцевых месторождениях обвалило цены на внутреннем рынке и, соответственно, снизило стимулы наращивать добычу при низком уровне цен. Поэтому в ближайшие годы американская добыча газа будет оставаться стабильной, а новый импульс лет через пять может дать массовый ввод в эксплуатацию экспортных СПГ-терминалов.
Зато в России до сих пор любят рассуждать о сланцевых технологиях как о пузыре, который рано или поздно сдуется.
Но технологии уже доказали свою жизнеспособность – в прошлом году добыча на сланцевых месторождениях США составила около
200 млрд куб.м, или чуть меньше трети совокупной добычи. России следует поучиться использовать возможности, которые появляются, и наращивать свои конкурентные преимущества, а не пугать мир экологической-сланцевой катастрофой .