От Петроградской до Сенной

ОТ ПЕТРОГРАДСКОЙ ДО СЕННОЙ

(Вольные сонеты)
1.
В этом городе люди речисты,

подозрительны, редко плечисты.

Предпочтут…ОТ ПЕТРОГРАДСКОЙ ДО СЕННОЙ

(Вольные сонеты)
1.
В этом городе люди речисты,

подозрительны, редко плечисты.

Предпочтут фейхоа черносливу.

Склонны к танцам, футболу и пиву.

Как хотите, здесь что-то нечисто.

В этом климате, малопригодном

для людей, хорошо земноводным.

Здесь приятно быть камнем, сосной.

На мосту, пятясь к ветру спиной,

поперхнувшись гудком пароходным,

человеку непросто. Одной

только чайке известны секреты

как с ума не сойти. Но запретны

разговоры над гладью речной.
2.
Ботинки тяжелы от снега талого.

Названия улиц тут внушают страх:

Бармалеева, Подрезова, Плуталова…

Не ходите, люди, здесь впотьмах.

Все дома в прогоркло-желтой краске

застарели, как остеохондроз.

Стекла стонут от трамвайной тряски,

пропуская в комнаты мороз.

Во дворах, в парадных и на крыше,

на свинцовом небе, да и выше,

ангелы нечасто проживают.

Их метель, как «Зингер» прошивает,

так что силы нет уже на взмах.

Не ходите, люди, здесь впотьмах.
З.
В Михайловском саду гуляет призрак.

Им детишек пугают капризных.

Гордый видом. И взгляд своеволен.

То ли бывший монах, то ли воин,

то ли принц. А это все признак

нехороший. Возможно, когда-то

перепутались цифры и даты,

переставились ночи и дни.

Вехи нашей судьбы — не солдаты,

не всегда ходят строем они.

Вот и вышло, что бродит дворами

дух, застрявший между мирами.

То к ограде ажурной прильнет,

то из пушки в двенадцать пальнет.
4.
Девушка, сидящая с планшетом,

возле сфинксов, под зонтом, одна,

не заметит: поднимается со дна

невских вод, переливаясь светом,
полная и страшная луна.

Там, вблизи плавучих ресторанов,

верфи, доки, пять подъемных кранов
зажигают дружно фонари.

Девушка и сфинксы. Вот их три.

Кто из низ из Верхнего Египта?

Чьи глаза древнее манускрипта?

Только в них, прохожий, не смотри.

Ибо ты очнешься не в квартире.

И тогда вас будет тут четыре.
5.
В Эрмитаже был один старик.

Приходил он лишь на выходные.

Волосы копною, как парик…

Он в голландский зал шел напрямик,

где холсты встречали, как родные.

Иногда он что-то бормотал,

покрываясь потом и румянцем.

Может быть, в незримом танце

с ним сомкнулись малые голландцы.

Неизвестно что происходило там.

Хорошо ли старику иль плохо,

но картины Питера де Гоха

с ним вели свой тихий диалог.

Но о чем, — никто понять не мог.
6.
Не разговаривайте с незнакомцем,

что бродит в переулке Соляном.

Он плохо выбрит и разит вином.

Стихи читает. Щурится на солнце.

Еще его встречали на Разъезжей,

да и на Лиговке прохожих он пугал.

Бывал избитым гопотой заезжей.

Сидел в участке. Плакал и икал.

Он мог часами говорить о лесе,

пока за ним на черном «мерседесе»

не приезжала юная жена.

И публика была поражена:

зачем в столь удивительном разрезе

паскуда-жизнь вот так искажена…
7.
Время сжигает само себя,
в пыль растирая людей и камни.

Замрешь на мосту. Всплеснешь руками,-

лодки секунд отплывают, гребя

в разные стороны, без оглядки,

без направления, в любом порядке;

только лишь весла в глазах рябят.

Плавают листьев сырые останки

поверх отраженных в воде оград.

Это на Мойке ли, на Фонтанке,

в тайге, в горах, на глухом полустанке…

Для времени нет никаких преград.

Как нету и страха, когда ты снова

гибель секунд превращаешь в слово.
8.
В комнатах, похожих на пасьянс,

доминирует албанский ренессанс.

Мебель — марсианское барокко.

И хозяйка вся без возраста и срока

верности. В окно видна Нева.

Вечереет. Можно разглядеть едва

жухлые огни речных трамваев,

что под мост вползают, убывая.

По углам нахохлились слова.

Время злобно руки умывает

и хозяйку нежно убивает.

Взгляд ее, как первая глава

из житий, которых не бывает.

Осторожно, двери закрыва…
9.
Костры. Жгут листья возле сада.

В дыму растаяла ограда

и птицы кружатся в дыму.

Но в штопоре не только птицы.

Холодному и ясному уму,

протезы скинув, надобно молиться,

чтоб от аорты отогнать комок

и в горло запихать глоток

уже не кислорода, но озона.

Поскольку тут совсем другая зона.

Здесь не работает естественный отбор.

Костры смешали срЕду и средУ,

и шустрый Дарвин, получив отпор,

как бомж, лежит в Таврическом саду.
10.
Легко любить на Крюковом канале.

Здесь каждый дом, словно пенал в пенале

и твердая, студеная вода,

которую дожди и снег пинали,

винтами рыли катера, когда

туристов и пьянчуг возили.

А в Мариинке ставили Россини,

Сквозь стены тенор долетал сюда,

перша и тая на гнилом ветру,

подобно шарканью метлы под аркой,

где дворник слал проклятия Петру

за гиблый климат, ведь большим подарком

считается здесь солнце, не подагра…

Друг к другу жмутся пары, как к костру.
11.
Она стала влюбленности пищей

с застывающей в венах кровищей,

с приоткрытым от нежности ртом.

Ничего она больше не ищет
и сегодня живет как «потом».

А «потом» — это тоже химера, —

тяжела, но нужна, словно кладь.

Вечерами, при свете торшера

с твердой ловкостью акушера

заползает желанье желать

захлебнуться любовью. Тогда,

содрогаясь до крика, до ора,

в свое тело вернуться не скоро.

(Если стоит вернуться туда.)
12.
По жухлым улицам разбросаны там-сям

сливные люки, словно бородавки.

Зудит, в подпевке птичьим голосам,

гусиная кожа Лебяжьей канавки.

Здесь просто мечтать, но надеяться трудно.

А близость воды навевает одно:

желанье, как лист дрейфовать беспробудно,

Уткнувшись когда-нибудь в самое дно,

где в обществе местных мальков и тритонов

свернуться икринкой под сенью травы.

И влиться, проплыв между ям и затонов,

в дремотное жерло свинцовой Невы.

И там, среди барж и якорных стонов,
очнется другое создание. Не вы.
13.
Еще чуть-чуть. Еще совсем немножко,

слетит цинизм, подобно тапочку с ноги.

Жаль, солнце, как слепая хромоножка,
способно только нарезать круги.

И с каждым кругом тишина нужнее,

короче речь, прощания нежнее,

а встречи нежелательней. Тогда

повиснут, словно патлы, провода,

упав на Землю. Связь теперь меж нею

и нами возможна глоткой и спиной.

И хорошо, что крепок шар земной.

Не доверяясь ни врагу, ни другу,

мы все давно толкаемся по кругу

от Петроградской до Сенной.


Добавить комментарий