Пожар в тайге

Сегодняшний день послал серьёзные испытания всем находящимся далеко от дома буровикам. И не только буровикам, а всем, причастным к коллективной работе, из которой и складывается нефтяное богатство владеющих…Сегодняшний день послал серьёзные испытания всем находящимся далеко от дома буровикам. И не только буровикам, а всем, причастным к коллективной работе, из которой и складывается нефтяное богатство владеющих этим достоянием единицам.
На буровой второй день продолжались аварийные работы. Скважина, она как ребёнок, требует постоянного внимания. Если чуть отвлёкся, сразу напомнит о себе чем-то существенным, а то и трагичным. Не дай Бог такого никому, но бывает по-разному.
День был жаркий. Июнь в Западной Сибири начался практически тропическим летом, беспощадно жаря в болотной влажности просоленные мужицкие спины. Спасение было только к вечеру, когда небольшая прохлада сменяла неимоверное пекло. Здесь жара длится недолго, как на югах, но зато печёт так, что и две недели покажутся целым сезоном.
На горизонте показалась чёрная грозовая туча. Как обычно, шла она с порывистым ветром. В этот момент парило особенно нещадно. Но успокаивало приближение долгожданного дождя, который, казалось, был неизбежен.
Внезапный грозовой разряд пришёлся прямо в буровую установку. Видевшие его буровики находились как раз там и потом рассказали, что молния, ударив в буровую вышку, ушла по косой в сторону тайги. Технолог Серёга в это время был в насосном блоке на промывке. Поднялся на роторную площадку, а мужики что-то весело обсуждают. Спросил, от прихвата, что ли, освободились? Нет, говорят, молния ударила в вышку и ушла в сторону леса. Оживление было вызвано благополучностью исхода грозового разряда и отсутствием серьёзных последствий.
Однако чуть погодя кто-то показал, что тайга горит в той стороне, куда и ушёл электрический разряд. Над лесом шёл густой дым, сквозь деревья было видно пламя пожара.
Кто был свободен, кинулись туда, не сговариваясь. Те триста метров, что отделяли от очага возгорания, Серёга пробежал с лопатой, схваченной по пути у стоявшего нефтевоза, за каких-то пару минут. А ведь перемещение по таёжным завалам, да ещё с разновысотным рельефом, стоит больших усилий. Народ похватал, кто что мог: вёдра, багры, даже прихватили порошковые огнетушители.
Горел кусок лесополосы шириной около пятнадцати метров, отсечённой от основного леса двумя просеками. Ветер гнал огонь в сторону большого массива, одновременно пожарище круговым очагом расходилось в стороны, пожирая старый настил хвои и валежника. К горящим деревьям нельзя было подступиться из-за сильного жара. Хвойные горели, как спички, зажжённые снизу.
Тушили в основном горевшие просеки, состоящие из толстого слоя таёжной п;дали вместе со мхом и торфом, чтобы не дать огню уйти в сторону на соседние участки. Лопатами и палками сбивали пламя, оно снова вспыхивало, но вроде получалось его останавливать. Попутно по сотовому телефону Сергей позвонил на промысел, чтобы вызвали МЧС.
Мужики выкопали ямку, оттуда черпали подступившую болотную воду, поливали головёшки и контур пожара.
Силы таяли мгновенно, дым способствовал. Жутко хотелось пить. Жар обжигал лицо и руки. Помогло, что стих ветер, поэтому продвижение огня вдоль полосы получилось остановить. Да и деревья не очень высокие. А скоро и весь пожар был под контролем. Оставалось только тушить локальные очаги и головёшки.
Выгорело около шести соток площади.
Потом была такая усталость, что люди просто садились, где стояли, тяжело дышали, отплёвывая сажу из горячих лёгких.
А дальше наступила минута, когда хотелось то плакать, то смеяться, когда сил осталось только встать и идти в городок, к воде, к буровой, подальше отсюда.
Приехавшие через два часа после пожара лесники были удивлены тем мизерным ущербом, что огонь нанёс лесу, они остались довольны, что не надо списывать десятки гектаров пожарища. Лишь поработали своими опрыскивателями над ещё дымившими пеньками. Старший лесник поведал, что нынче очень много лесных пожаров, ни дня отдохнуть не получается. И в основном всему виной люди. Редкий раз вот так стихия развернётся своей жестокой мощью.
А дождь в этот день так и не пошёл. Пронесло тучу в другом направлении.
_________________________________________________________________________
Жёсткий ветер с утра дул, как бешеный,

Из-за леса гроза надвигалась.

Воздух прел на губах, словно взвешенный,

От песка эмаль истиралась.
Зной палил и палил над тайгою,

Солнце яркое жаром швырялось.

И лишь туча ползла горою,

Громом-молнией надсмехалась.
Вдруг смертельный разряд случился

И попал в буровую вышку,

По касательной в лес отразился, –

Полыхнули сосновые шишки.
И огонь в небо вмиг взметнулся,

Словно солнцу навстречу прыгнул.

Лес от жара его пошатнулся

И кору на берёзах выгнул.
И как спички пылали ели,

Ускоряя своё горение.

Не поймать, если долго медлить,

Не сразить светопреставление.
И с дневной трудовой вахты

Все поднялись против стихии,

Похватали багры, лопаты,

Сапогами пламя гасили.
Сажа, копоть и жар могучий

Лезли в лёгкие, обжигали,

И палили чубы трескуче,

И с мозолями кожу сдирали.
Два часа битва шла неравная

До последнего, до пенёчка.

И лишь только потом встревожило,

Что у каждого сын или дочка.
Сели горестно, где стояли,

Сил уйти даже не осталось.

Гарью тёмной жадно дышали,

Кровью чёрной со ртов плевалось.
Не досталось так ни дождинки, –

Тучу грозную мимо промчало.

Лишь блестят на глазах слезинки

Влаги благостно-долгожданной.


Добавить комментарий