Вец (Фоминцев Сергей):
— Блуждая по лабиринтам портала, натыкаясь на хороших, очень хороших и отличных авторов, так как плохих авторов не бывает, я всё чаще стал задумываться о том, что нужно…Вец (Фоминцев Сергей):
— Блуждая по лабиринтам портала, натыкаясь на хороших, очень хороших и отличных авторов, так как плохих авторов не бывает, я всё чаще стал задумываться о том, что нужно уделять анализу произведений больше времени. \»Больше времени\» это показатель количественный, а нужен еще и качественный анализ. Ведь серьезные авторs хотят самого серьезного разговора о своем творчестве.
С кого начать?
Мой выбор пал на Любовь Сушко. Произведение за произведением прочитываю я этого автора и вижу неистовый и страстный призыв, призыв любовный. Автор призывает нас любить друг друга, любить жизнь, любить историю нашу. Вот такая многогранная любовь у Любови Сушко.
Любовь Сушко
Пленники счастливые любви
Пленники счастливые любви
Даже ад нам раем может стать,
Пусть чужие в призрачной дали
Остаются, нас уводит страсть,
К рекам забытья в снега и льды,
И улыбка так твоя нежна,
Только где-то на кострах беды
Души догорают, и она,
Кружится- богиня и судьба,
Нравится ей нас пленить до срока.
Где-то там гаральдова труба
Нас зовет, красиво и высоко
Будут все Драконы сражены,
Будут наши рыцари прекрасны,
Пленники , счастливые любви,
Не зовите нас, и все напрасно.
Мы не с вами неразумны мы,
Нам до мира дела очень мало,
Все равно сумы или тюрьмы,
Избежать, и снова нас бросала
В пропасть тьмы неведомая страсть.
И наивно мы блуждали где-то
Только нежность, только свет и власть
Позволяли нам дожить до света.
И погибнув, воскресали вновь.
Чтобы в объятьях снова оказаться.
Пленники, но нас вела любовь
Мы готовы за нее сражаться.
Вец (Фоминцев Сергей):
— \»Пленники счастливые любви\» — а ведь напрашивается более \»правильное\» построение \»Счастливые пленники любви\». Почему автор, чуть-чуть сдерживает порыв счастья? Почему? Только ли из-за первой строки стихотворенья? Неужели рациональное присутствует в названии? Мне, читателю, кажется, что автор Любовь Сушко уже название сделала программным. Ведь очень бы подошло и название \»Пленники любви\». Но что меня, читателя, и привлекает в произведении — это мысль, что жизнь в борьбе, жизнь на грани небытия, прекрасна, а любовь своих пленников делает счастливыми.
У Марины Цветаевой есть строки \»Без борьбы человек не живёт\».
Любовь Сушко продолжает цветаевскую традицию борьбы, активных действий, веры в идеалы.
\»Будут наши рыцари прекрасны…\»
Вера в своих прекрасных рыцарей породит рыцарей.
\»Только где-то на кострах беды
Души догорают…\»
В любовной лирике, как правило, автор со своей лирической героиней говорят: \»Я\». Почему же у Любови Сушко \»Мы\»?
\»Мы готовы за нее сражаться\».
Я уверен, что Любови мало личного счастья и благополучия, ей мало одной светиться от радости! Она хочет, чтобы, пусть ещё не все, но многие, светились и светили друг другу.
Любовь СУШКО
ЗАКЛЯТЬЕ ОГНЕМ И СВЕТОМ
Это жизнь в листопаде кружилась устало,
И дарила нам сны, о прошедших веках,
И княгиня-красавица вновь возникала,
То с улыбкой победной, то с книгой в руках.
Мы опять заблудились, кудесница осень.
Перепутала все чародейка немая,
Золотистые листья оттуда приносит,
И уже письмена я иные читаю.
И Рогнеда выходит ко мне из тумана,
И поведает снова, о том, что случилось,
Эта осень, и танец любви и обмана,
И воскресшая Русь из былого явилась.
Как мы ждали в тиши золотой листопада,
Это Велес устало шагает по лесу.
И живут в наших душах любовь и отрада,
И вернутся князья к нам и предки воскреснут,
И в стихии забытого танца мы снова,
Постигаем ушедшие дни и столетья,
Чудеса, эту жизнь, понимая по-новому,
Снова листья в окно бросил призрачный ветер
Сам Стрибог запоет о былом, и внимая,
Будем слушать, и свечи мигают вдали.
Только души к кострам дорогим улетают
Это осень Надежды, Мечты и Любви.
Вец (Фоминцев Сергей):
— Современный, сегодняшний читатель может и заскучать при чтении стихотворений Любови Сушко А скучающий читатель, видимо, мерилом у автора не является.
Откуда черпается уверенность в нужности собственного понимания мира? Ответ можно искать всю жизнь, но одно предположение сделать можно. Когда-то был открыт целый мир русской мифологии, русской истории, русской литературы. Кто помог открыть этот мир? Книги, люди, Учитель. А может всё так сошлось в жизни автора: книги о людях, люди о книгах, Учитель о книгах и людях. И сегодня Любовь Сушко не может не поделиться с нами, читателями, всем тем, что наполняет ее душу.
Заставить читателя вновь и вновь возвращаться к незнаемому и непознанному, заставить знать и познать. Слово \»заставить\» несколько неудачно, но всё же мне кажется есть сверхзадача — заставить.
И я, читатель, должен заставить себя не бежать рассеянным взором по строчкам, а вдуматься и многажды вернуться к произведению. И открыть уже справочную литературу и посмотреть, кто же это Рогнеда, Велес, Стрибог?
Исторического мышления без знания истории не бывает, без знания русской мифологии нет русской культуры. И у нас есть ещё выбор — быть русскими с русскими корнями или только говорить по-русский, причём с каждым днём всё хуже и хуже.
К достоинствам и недостаткам стихосложения мы ещё вернёмся, но, мне кажется, сейчас не это главное в поэзии. Сейчас самое главное, чтобы она была. Поэзия.
А вдруг Любовь Сушко единственная, кого всё перечисленное выше волнует? Нет, даже беглый обзор современной литературы показывает, что тема Родины, тема родной культуры и истории волнует очень многих авторов. Я приведу здесь пример с портала-побратима Проза.РУ. Автор Ирина Кабанова.
Ирина Кабанова
Рогнеда
Предисловие
О ее красоте слагали легенды. Ее гордый, непокорный нрав, страстность натуры поражали воображение художников и поэтов, и долго еще их внимание будет привлекать столь впечатлившее древнего летописца покушение на святого равноапостольного князя Владимира I, оставшегося в памяти людской с ласковым прозвищем Красное Солнышко, которое совершила женщина, за многие горести ее поименованная тем же народом Гориславою.
Ее судьба изобиловала причудливыми поворотами. Близ белорусского города Заславля протекают две речки: Княгинька и Черница, названные в память той, которая была в своей яркой жизни и княгиней, и инокиней.
Она отличалась острым умом, образованностью, добросердечием, очаровательной женственностью и поразительной, для испытавшей столь многое, человечностью. Самое верное доказательство того, что она действительно обладала лучшими качествами характера и души –дети, воспитанные ею. Старшего сына до сих пор почитают в его родном Полоцке как князя-просветителя, Изяслава Книжника. Младший – воин и законодатель, самовластец земли Русской, правление которого было порой расцвета могучей славянской державы — Ярослав Мудрый, один из наиболее уважаемых князей во всей отечественной истории.
Более тысячи лет отделяют нас от этой женщины, и нелегко восстановить события, происходившие в X веке. Но время не властно ни над великими чувствами, ни над великими делами. Оно не воспрепятствует Вашему знакомству с потрясающе глубокой, загадочной и притягательной личностью. Вы хотите узнать ее имя?
Рогнеда, прекраснейшая женщина Руси.
Необходимые и достаточные пояснения. Кто есть кто?
Святослав – князь Киевский (945 — 972 гг.)
Ярополк – сын Святослава. Князь Киевский с 972 по 978 гг.
Олег — сын Святослава. Князь Древлянский с 972 по 975 гг.
Владимир — сын Святослава. Князь Новгородский с 972 по 978 гг., князь Киевский (978 – 1015 гг.)
Малуша – наложница Святослава, мать Владимира
Добрыня – брат Малуши, новгородский воевода
Рогволод – князь Полоцкий (960 – 978 гг.)
Рогнеда – полоцкая княжна, дочь Рогволода
Вец (Фоминцев Сергей):
— Ирина Кабанова чуть опередила наше исследование. И это замечательно. Что значит опередила? Я буду прибегать ко всякого рода энциклопедическим ссылкам, чтобы читатель меньше отвлекался на поиски имен в справочной литературе. И вот я хотел сделать сноску о Рогнеде из энциклопедии, а тут как раз Ирина Кабанова помогла мне сухие энциклопедические строки оживить. Оживить!
В стихотворении Любови Сушко Рогнеда предстаёт символом Воскрешения, символом Пути, а Ирина Кабанова дополняет образ, напоминает, что это Женщина, умная и сильная Женщина. И эта Женщина тоже символ — символ Руси.
Любовь СУШКО
И КРУЖИЛАСЬ ДУША В ЗВЕЗДОПАДЕ
Среди светил, комет и дальних звезд,
Душа парила , в бездне исчезая,
И возвращаясь, и на дивный мост,
Опять ступала, Ирия принимая,
Как дар небес, и снова в вышине
Все этот танец деве юной снился,
И сам Ярила, он пришел ко мне.
Мир страсти и полетов изменился.
Эротики прекрасной миражи,
И свет звезды в безумии экстаза,
Ведь только это называют жизнь
Среди светил, когда бессилен разум,
И все иное- только миражи,
И нежность рук любимых и прохлада
Но как хотелось и мечтать и жить.
Врываясь в эту бездну звездопада.
— Сгоришь дотла, — мне ангел говорит,
И так грустит во мраке Берегиня.
А бес смеется: — Но она летит,
Она парит над всеми над другими.
И все за это чудо я отдам,
И жизнь уже иной не представляю,
И сам Ярила приглашает в храм,
Страсть- это жизнь, я это точно знаю
Вец (Фоминцев Сергей):
— Читатели (те, кому за… 40), вероятно, помнят один из первых советских телевизионных сериалов \»День за днём\». Явно помнят песенку из этого сериала, которую замечательно пела, и слава Богу до сих пор поёт, Валентина Толкунова. В песенке были слова: \»Между пальцами вода просочилась, вот беда, между пальцами вода: кап-кап\» И так щемило в сердце от этого \»кап-кап\».
Это маленькое воспоминание всплыло во время чтения стихотворения Любови Сушко \»И КРУЖИЛАСЬ ДУША В ЗВЕЗДОПАДЕ\». Почему?
Автор этого сериала (и песен) Михаил Анчаров согласился написать сценарий нескольких серий, но с одним условием, очень простым, на первый взгляд, условием. Условие было следующим — никто не должен был знать, что будет в следующей серии. Ни актёры, ни начальники, ни режиссёр. И режиссёр в первую очередь. Чего опасался Анчаров? Он не хотел, чтобы режиссёр выстроил для актеров концепцию. Анчаров заставил режиссера и актёров жить.
Я шёл к письменному столу с концепцией. Я знал, что программные произведения тянут за собою несколько проходных, которые усиливают программу или объясняют её.
Но, прочитав стихотворение, я насторожился — моя концепция явно не была всеобъемлющей. Три слова в стихотворении не вписываются в представление о русской мифологии — эротика, экстаз, страсть. Нужно обязательно уточнить — не вписываются В МОЁ представление о русской мифологии.
Для греческих и римских богов слова эти органичны, но в русской мифологии действо было (эротическое и страстное), но не называлось этими словами.
И вот, мне кажется, что автор, как минимум, две задачи в своём творчестве будет решать. Любовь Сушко будет:
1. Персонифицировать — населять свои произведения персонажами славянских мифов и наделять эти персонажи качествами стихий, причём, вынужденно придётся отходить от канонов, а то и противоречить им.
2. Идеализировать (через адаптацию, через осовременивание, через унижение забвением).
Будут потери на этом пути. Несомненно будут. Конфликт уже заложен. Как только начинают действовать исторические и мифологические персонажи в произведении, так начинаются конфликты. Внутренние — авторские (сомнения автора в правильности выбранного им пути, например) и внешние — авторско-читательские (сомнения читателей в правильности выбранного пути автором).
А вот и потери:
\»Опять ступала, Ирия принимая\»
Какой бы слог не поставить под ударение в слове \»Ирия\» всё равно строка не гармонирует с предыдущими и последующими строками. Это слово нужно было вставить автору. И пришлось его втиснуть. А ему , слову-то, тесно здесь. А что это? Или кто это?
Ирий у восточных славян это рай. И ещё райское дерево, вокруг которого летают души умерших.
И вот гложет меня сомнение — а все ли значения слова мне известны?
Ведь если было заложено автором другое значение, в отличие от известного мне-читателю, то я не пойму мысли автора.
…
Продолжение следует.