18 сентября 1945 года в свои 38 лет русский поэт Дмитрий Кедрин был выброшен преступниками из тамбура электрички. Это была последняя, но не единственная попытка свести счеты с поэтом, — убийство планировалось….18 сентября 1945 года в свои 38 лет русский поэт Дмитрий Кедрин был выброшен преступниками из тамбура электрички. Это была последняя, но не единственная попытка свести счеты с поэтом, — убийство планировалось. Виновные следствием установлены не были.
\»Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.\»
Б.Пастернак
В голове моей проветрено.
Мысль одна кружится медленно:
«Зачем о н и убили Кедрина?»
«Зачем о н и убили Кедрина?»
**
О н и — бандиты или органы,
что, может, в сущности единое.
Такие качества подобраны,
что разница неуловимая.
О н и , казалось бы, полярности
гулаговской системы в цельности,
похожи меж собой до крайности —
у них одни и те же ценности.
Для них как кость — свободолюбие.
Бельмом в глазу — инакомыслие.
О н и пойдут на силу грубую
от унижения до выстрела.
Их суть иммунитета стойкого
к любому проявленью гения
цинично отравила Горького,
к удавке подвела Есенина.
Но то — столпы эпохи, рупоры.
Их власть фасует преднамеренно
кого в иконы, кого в жупелы.
Но почему убили Кедрина?
Какие качества у Кедрина,
что так властям глаза мозолили?
Властям свобода неприемлема,
а внутренняя, так тем более.
.А он,… вернувшись без ранения
с войны, всё принимавший искренне,
счастливый по определению,
свободен был и близок к истине….
**
Свобода. Свобода. Её проявленье
в цветах, что на даче собрали охапкой;
в мышонке, что ночью принес вдохновенье;
в дожде (том, что гвоздик с алмазною шляпкой);
в наивности веры, казалось бы, вредной,
но совесть важнее идейного сора;
в его непорочности гордой и бедной;
в «Рембрандте» с насмешкой «Ночного дозора»;
в его Афродите, из пены эпохи
восставшей. И пусть обыватель шалеет.
Он видел поэзию в маленькой крохе,
и с вечностью мог провести параллели.
Он звал на природу к себе в воскресенье
взглянуть по-иному на всё, что в привычку.
…И приняли гады его приглашенье.
И сели убийцы в его электричку…
…Свобода, свобода…в метафоре точной..
Церквушка лебёдушки белой белее.
Поэт, и ослепший, останется Зодчим.
А царь, и прозревший, — коварным злодеем. (*)
**
Уже закрыто дело личное
Персона списана в покойные.
Что ж, для Руси оно – привычное,
опричное или разбойное.
О н и, бандиты или органы,
во все века неразделимые,
в один кулак властями собраны.
Дела их непоколебимые.
Позиция у них гражданская,
а логика всегда житейская.
Страна чекистско-уркаганская,
в ней жизнь бандитско-полицейская.
**
Но хорошо, что нет системности
в борьбе самой системы с гением
(возможно в силу некой лености),
и у того есть шанс спасения.
Придет он из села неброского,
где жизнь убога и размерена.
Стране не надо Маяковского.
Ей надо маленького Кедрина.
За культом вековой державности,
надуманной патриотичности
мы разучились видеть радости
и горести обычной личности.
А вот поэты вроде Кедрина
вскрывают нам противоречие.
Все политическое – временно.
Все человеческое – вечное.
И может потому, наверное,
им жизнь короткая отмеряна.
Страна недоблагословенная,
спаси и сохрани нам Кедрина.
(*) Примечание:
В четырёхстопном отрывке «о свободе» ссылаюсь на произведения Кедрина :
«Приглашение на дачу»
«Мышонок»
«Рембрант»
«Афродита»
«Зодчие»
Если вдруг Вы не читали, прочтите обязательно.
А если и читали, перечитайте эти и другие стихи одного из ярчайших поэтов 20-го века Дмитрия Борисовича Кедрина.