Я помню старый барский дом…

Я помню старый барский дом,

В России их уже немного,

Хранивший меж столетних лип

И женский смех, и детский страх.

За ржавым, высохшим прудом

Лежала…Я помню старый барский дом,

В России их уже немного,

Хранивший меж столетних лип

И женский смех, и детский страх.

За ржавым, высохшим прудом

Лежала пыльная дорога,

И слышался скрипучий всхлип

Дверей на темных этажах.
Мне было грустно в этот час

И от увиденного больно,

И чудилось, как будто я,

Птенец, упавший из гнезда,

Душою в прошлое умчась,

Ищу потерянный невольно

Свой кров, где дружная семья

Живёт счастливые года.
Не оттого ли я люблю

Следы имперского величья,

Что красота дворянских гнёзд

В них так печальна и тиха?

Я боль свою не утолю,

Поскольку боль моя – не птичья,

Но в прошлое построю мост

Из строк прощального стиха.
_______________
* Иллюстрация – современный вид усадьбы князей Оболенских
в селе Березичи Козельского уезда Калужской губернии.
Вот и всё, что осталось от старой России…
МОЯ ВСТРЕЧА С КНЯЗЕМ А.Н.ОБОЛЕНСКИМ
Этой жизни нелепость и нежность

Проходя, как под тёплым дождем,

Знаем мы – впереди неизбежность,

Но её появленья не ждем.
Георгий Иванов
* * *
Кто в России не знает фамилии Оболенских! На протяжении веков этот древнейший княжеский род составлял опору русской государственной власти. Прямые потомки Рюрика, князья Оболенские проявили себя и в военном деле и на дипломатическом поприще. Под знаменами Димитрия Донского рубились они на Куликовом поле, по воле Иоанна III ходили на Литву и Польшу, вместе с Иоанном Грозным брали Казань, а позже, став жертвами его гнева, ложились на плаху…
К концу 19–го века род Оболенских являлся одной из самых крепких и многочисленных династий Империи, кровно связанной с большинством других знаменитых фамилий, в том числе и с царской. «Судьба русского дворянина – шпага, книга или крест! На одном из сих трёх путей должен он служить Отечеству, не пачкая рук торговлишкой и душу оборотливостью не смущая…», – эта фраза, дошедшая до нас из петровской эпохи, многое объясняет в судьбах представителей княжеского рода. За редким исключением все они были людьми военными, но и те, кто выбрал статскую службу, чести фамильной не уронили, более того, приумножили.
Один из таких людей – Алексей Дмитриевич Оболенский, сенатор, член Государственного Совета, в 1906 – 1908 гг. обер–прокурор Святейшего Синода. Жизнь его была тесно связана с Калужским краем, а если точнее – с Козельским уездом, где у Оболенских находилось родовое имение Березичи.
И теперь ещё воображение случайных посетителей старинного княжеского парка поражают огромные липы и лиственницы, посаженные в 90–х годах прошлого века. Ну а обгорелые развалины дворца Оболенских – свидетельство советского варварства – отзываются острой болью в душе всякого, кто хоть на миг сможет себе представить красоту ещё не разоренного дворянского гнезда.
Обожавший свое имение А.Д.Оболенский заказал петербургскому зодчему Адольфу Гавеману необычный проект главного здания усадьбы: в нем причудливо совмещались разные стили восточной и западной архитектуры, было что–то средневековое и в то же время неуловимо присутствовал модерн. Этот сказочный дворец был построен к 1905 году.
Дата символическая! – «вихри враждебные» уже вовсю веяли над страной. Не мог владелец усадьбы предполагать тогда, что через два десятка лет княжеский парк, по аллеям которого ходил некогда гость Оболенских граф Л.Н.Толстой, придет в полное запустение; вековые деревья слышавшие игру на фортепиано Рубинштейна и Римского–Корсакова, будут внимать голосам советских работников, устроивших здесь свой санаторий. Ещё через полвека случайный пожар уничтожил остатки дворца Оболенских. Загаженная территория перестала считаться санаторной зоной. А рядом с обугленными руинами был установлен гипсовый памятник Володе Ульянову (маленький Ленин с книжкой) и открылся детский интернат.
Сам же последний хозяин имения после Октябрьского переворота спасся каким–то чудом. Существует рассказ, что рабочие Стекольного завода, основанного А.Д.Оболенским, не дали приезжим комиссарам расправиться с князем и помогли ему перебраться в Москву. Ну а потом – эмиграция, жизнь в Германии и смерть в середине 1930–х годов в предчувствии новых бед для России.
Оболенские, Трубецкие, Голицыны – все эти древнейшие фамилии, пропущенные через горнило 1–й мировой (Великой) войны и мясорубку Гражданской, теряя виднейших своих представителей, встали на грань полного исчезновения. К счастью, свеча не погасла! Род Оболенских сохранил даже свою прямую линию. И ныне внук А.Д.Оболенского, князь Алексей Николаевич, гражданин Соединенных Штатов Америки, в прошлом – дипломат, служащий Госдепартамента США, получил возможность приехать на землю предков, прикоснуться к останкам родового гнезда…
* * *
Удобный американский автобус прибыл в Березичи в жаркий августовский полдень. Два десятка туристов, весело переговариваясь, двинулись по центральной аллее. Их ждал обед и диковинное зрелище – развалины княжеского дома. Сам же князь, опираясь на тяжелую трость, шел чуть–чуть в стороне от группы. В свои семьдесят девять лет глава рода Оболенских держался вполне уверенно и твёрдо. С 1992 года родовое имение навещал он уже четвертый раз, и чем–либо новым удивить его было трудно.
Взгляд князя из–под набухших век казался насмешливым и острым. Русская речь его отличалась какой–то изысканной правильностью и в то же время была насыщена образными выражениями и поговорками, которые можно встретить теперь разве что в словаре Даля. Обращаясь к своим спутникам, он, естественно, переходил на английский, но затем с видимым удовольствием продолжал беседу на родном языке. Со встречавшим гостей директором Национального парка «Угра» В.П.Новиковым князь был явно на дружеской ноге, во всяком случае, общался с ним вполне по–приятельски.
Надо заметить, что, в общем–то, ничего такого сверх–аристократичного в облике Алексея Николаевича Оболенского не наблюдалось. Одетый достаточно скромно он не приковывал внимания какой–то особой осанкой, барственными манерами. И лишь ряд крупных перстней, сверкавших на пальцах, говорил о принадлежности их владельца к богатому и древнему роду.
На этот раз в Россию князь приехал вместе с супругой Евдокией Владимировной. Никто бы не подумал, что эта милая пожилая женщина, так похожая на множество русских бабушек – урожденная американка! Но об этом чуть позже… А пока – о главной цели княжеской поездки.
Туристы из Америки, сопровождающие князя, – люди состоятельные, так или иначе имеющие отношение к бизнесу и готовые вложить средства в «русский проект» при соответствующих гарантиях. Лучшая гарантия, что деньги не будут разворованы, а пойдут действительно на важное и нужное дело, это – княжеское слово! Князю верить можно, князья не обманывают…
Сам же Алексей Николаевич мечтает – ни больше ни меньше – о восстановлении дворца Оболенских, о реконструкции имения и превращении его в исторический музейный комплекс. К счастью, это еще возможно! Существует даже проект реставрации, разработанный родственником князя берлинским архитектором Герздорфом. Что же касается денежных средств, – то, видимо, приезд американской группы связан отчасти и с проблемой их получения.
Но всё это – перспектива. А вот – суровая реальность. В интернате, расположенном на территории имения, около ста тридцати детей. Надо ли говорить о том, что живут они отнюдь не богато? В течение ряда лет Алексей Николаевич оказывал им серьёзную помощь, а в нынешний приезд «тряхнул» и американцев: раскошеливайтесь, господа, на благое дело…
Не зря Оболенских в свое время любили жители окрестных сел и рабочие Стекольного завода, – хозяева они были хорошие. А на Руси добро помнят. Оттого–то и дед Алексея Николаевича не был выдан на комиссарскую расправу, да и его самого встречают в Березичах с особым уважением.
И всё же, общаясь с князем, невольно испытываешь чувство некой неловкости: шутка ли – потомок Рюрика, осколок прежней Великой России, и в то же время – американский дипломат, жизнь которого связана с самыми трагическими событиями ХХ века. Вот сидит он за маленьким деревянным столиком в своём родовом парке, чуть поодаль – руины дворца и гипсовый Ленин с отколотым носом, вокруг – столетние лиственницы. Князь ждет вопросов, ему приятно говорить на родном языке.
Полностью этот материал – интервью с князем А.Н.Оболенским –

можно прочесть здесь: http://www.stihi.ru/diary/cornett/2014-11-26


Добавить комментарий