Боги Олимпа. Начало —
ОЛИМП
*************
На Олимпе* – высоком, заоблачном, светлом –
З е в с великий царит,…Боги Олимпа. Начало —
ОЛИМП
*************
На Олимпе* – высоком, заоблачном, светлом –
З е в с великий царит, окружённый богами.
…На Олимпе прекраснейшем – вечное лето:
круглый год сад Олимпа в цветах и с плодами…
Облака у вершины Олимпа клубятся
и скрывают от взоров далёкую землю, –
где всему суждено исчезать и меняться:
неизбежен конец – и слезам, и веселью…
Над Олимпом высоким раскинулось небо
голубое: бездонным и ясным простором
с золотыми потоками яркого света…
…Три младые прекрасные дивные о р ы* –
вход на светлый высокий Олимп охраняют:
глаз прекрасных своих от ворот не отводят:
пред богами три оры врата открывают:
…часто боги с Олимпа на землю нисходят…
Никогда не бывает дождя там и снега:
в царстве Зевса всегда так тепло и лучисто;
на Олимпе высоком – блаженство и нега,
и златые чертоги Олимпа – искристы.
…Но бывают печальны бессмертные боги
в этих светлых и дивных чертогах чудесных…
А построены эти златые чертоги
сыном грозного Зевса и богом: Г е ф е с т о м*.
Царь бессмертных богов и людей – громовержец –
восседает на троне златом и высоком;
громовержец в руках своих молнию держит
и всё видит насквозь он пронзительным оком.
Зевс прекрасен и грозен величием власти.
Громовержец могуществен, гордо-спокоен.
Но бывает и он полон гнева и страсти, –
если чем-нибудь вдруг он весьма не доволен.
Здесь, у трона Царя находясь неизменно, –
вечно бдит постоянная спутница Зевса:
это славная – мира богиня – Э й р е н а*:
с рогом, ветвью оливы и жезлом Ге р м е с а*.
И ещё постоянно находится с Зевсом –
всем героям победу несущая Н и к а*:
служат преданно крылья её громовержцу;
честь богине победы – ликующим криком
воздаётся с восторгом людьми и богами!
Любят Нику и боги, и смертные люди:
победителей дарят большими венками
из зелёного лавра…
Вот медленно входит
в зал, где боги Олимпа сидят и пируют,
громовержца жена: это – дивная Г е р а*.
И все боги, – тотчас же склоняясь, – смолкают,
почитая богиню – бессловно. Безмерно.
Так, – величественна, и строга, и красива, –
Гера в пышном наряде по залу проходит:
в том наряде, что соткан Афиной на диво!
И с достоинством гордым на трон она всходит.
Рядом с Зевсом-супругом садится богиня,
на Олимпе высоком царя вместе с мужем:
мановеньем прекрасной руки лишь! подымет
Гера грозные сильные бури и вскружит
в небе чёрные тучи шальными ветрами!..
Охраняя священные брачные узы
между смертными и меж самими богами,
покровительство личное брачным союзам
Гера дарит бессчётно своими делами:
всем супругам усердно она посылает
продолженье здорового рода: потомство;
и роженицу с радостью благословляет,
и, конечно, дитя: крик рожденья под солнцем!
Гера – дивно-лилейна, горда и прекрасна,
ниспадают блестящей волной кудри Геры.
Нет богини, ей подлинно равной по власти,
а её власть… – сильна, бесконечна, безмерна!
Рядом с Герой прекрасной – богиня И р и д а*:
легкокрылая стройная быстрая дева:
крылья радугой солнечной плещут, и видно,
что она… – вот-вот только что! – в зал прилетела.
Исполнять повеленья Царя и Царицы
днём и ночью Ирида-богиня готова:
весть на радужных крыльях мгновенно примчится
к людям волей бессмертных богов: слово в слово.
…И сидят, и пируют бессмертные боги,
и душистый нектар в кубки дивные льётся;
льются речи, за чашей нектара не строги;
благосклонно А ф и н а-П а л л а д а* смеётся:
кифаред А п о л л о н* – света бог златокудрый –
что-то шепчет на ухо Афине-Палладе:
ей! воинственной, сильной, умелой и мудрой,
в шлеме, скрывшем кудрявые пышные пряди…
Рядом с ними – богиня сидит А р т е м и д а*,
весь изящный колчан её полон стрел метких.
Вот богиня любви-красоты А ф р о д и т а*:
диадема златая её – вся из редких,
бесподобно сверкающих морем сапфиров;
руки белые нежные – в тонких браслетах,
и сама, словно свет – лучезарно-красива:
даже солнце при ней, говорят, ярче светит!..
…Г а н и м е д* и красавица юная Г е б а*
всем подносят в сосудах напиток и пищу…
И – бездонно, безоблачно ясное небо
над Олимпом высоким, – и нет его чище!..
Пред богами танцуют х а р и т ы* и
м у з ы*,
услаждая бессмертных богов песнопеньем;
и не вянут душистые пышные розы
в их красивых венках; грациозны движенья…
Бесконечно любуются боги Олимпа
вечно юной гармонией и красотою:
бесподобно, прекрасно танцуют хариты,
в хороводе сменяясь одна за другою…
И на этих пирах все дела разрешают
олимпийские боги, по зову собравшись;
судьбы целого мира и смертных решают,
слово веское властно и твёрдо сказавши.
Рассылает с Олимпа высокого людям
Зевс и милость, и радость и… кару! горстями.
Два больших золотых драгоценных сосуда
у дворца его: перед златыми вратами:
в первом – зло и беда, и людские несчастья:
горе тем, кто такое от Зевса получит!
А в другом – жизнь, добро, мир, здоровье и счастье:
и нет дара, чем этот дар – благостней, лучше!
Горе! горе тому, кто решится нарушить
установленный Зевсом закон и порядок:
содрогнутся и небо, и море, и суша:
приговор тому будет суров и не сладок!
Грозно сдвинет во гневе сын К р о н а* густые
брови! Огненно-грозно глаза загорятся:
страшен в гневе своём Зевс!.. И люди простые,
и бессмертные боги Олимпа боятся,
если гневного Зевса ударит десница,
и раскатится огненный гром в поднебесье!
И тогда – не взлетит от гнезда даже птица,
оборвётся, замолкнет звучащая песня!
И разрежется молнией чёрное небо, –
в с е от гнева великого – в с ё! – содрогнётся;
и падут из сосуда несчастья и беды…
И высокий Олимп… – даже он сотрясётся!..
Чтоб закон и порядок Олимпа был твёрдым,
чтоб всегда – и во всём – всеми он соблюдался
средь бессмертных богов, средь племён и народов,
чтоб нарушить никто никогда не пытался
сей порядок и чёткую букву закона, –
наблюдает за всеми богиня Ф е м и д а*,
находясь в небесах у высокого трона.
Громовержец – с её слов – всё знает и видит.
Д И к э* тоже живёт на высоком Олимпе:
зорко Дикэ следит, чтобы сами-то судьи
строго чтили и знали законы Олимпа,
справедливо и честно верша правосудье.
Враг обмана и лжи, и защитница правды,
Зевсу истину срочно богиня доносит,
если кто-то из судей подлог и неправду
защищая, – обман и порок – превозносит!
Правосудно и строго – без скидок! – карает
Зевс продажных, нечестных, бессовестных судей:
неминуема кара! Да. Все это знают:
что от Зевса пощады за это – не будет.
Только… – Зевс хоть и шлёт на далёкую землю
жизнь, богатство и счастье, и смерть, и болезни –
(и дары эти – люди, конечно, приемлют) –
всё ж …капризные судьбы их, жизни и смерти
держат тайно и крепко – три м о й р ы*: богини,
от которых и сам громовержец зависит!
Непреклонно-бесстрастные, – неумолимы:
не помогут ни просьбы, ни хитрости лисьи,
ни обман, ни посулы, ни злато, ни слёзы!
Здесь прядутся богиней К л о т О* нити жизней, –
и – случаются всякие метаморфозы*;
но!.. всё кончится – вовремя: смертью и тризной.
И пока лишь прядётся вот эта нить жизни, –
человек будет жить и дышать; и напрасно
поджидать здесь кончину от тяжкой болезни:
нить прядётся!.. Всем станет понятно и ясно,
если нить оборвётся… И длительность сроков
эта мойра – сама отмеряя, решает:
длинный, средний… Кому-то – ничтожно-короткий!
…Лишь КлотО продолжительность нитей тех знает.
Рок всевластен!.. И мойра богиня Л а х Е с и с*
жребий жизненный – слепо для всех – вынимает…
А уж А т р о п о с*, третья богиня, сестра их,
свиток судеб людских равнодушно листая,
всё запишет бесстрастно… И то – неизбежно!
И – велики! – богини, суровые мойры:
безучастны они ко всему и неспешны,
неподкупны всегда: олимпийски-спокойны…
А ещё на Олимпе высоком и светлом
есть богиня судьбы, что из дивного рога
изобильным* и мощным чудесным потоком
сыплет людям дары, коих – разных и много.
Счастлив, рад человек, если в жизни он встретит
на пути своём счастья людского богиню!
И несчастлив он трижды, когда – не заметив! –
отвернувшись, пройдёт она рядом – да мимо.
А бывает, богиней кому-то д а ё т с я, –
и удача сама идёт будто бы – в руки!
Но лишь Т Ю х э* чуть-чуть… – хоть чуть-чуть! – отвернётся,
и… нет счастья уже! Только беды да муки.
Так бессменно царит, окружённый богами,
Царь богов и порядка отец и хранитель,
восседающий в вечности над облаками
громовержец великий и тучегонитель –
З е в с.
28.04 — 02.05.2002
Продолжение следует…
===С Л О В А Р Ь:
А П О Л Л о Н (Ф е б) — один из важнейших греческих богов, сын Зевса и
Латоны, божество солнечного света, покровитель искусств и
прорицаний, бог-целитель. Изображался прекрасным юношей
с кифарой (струнный щипковый музыкальный инструмент. Предшественница — лира. От слова “кифара” происходят названия инструментов: китаррон, цитрон, гитара и др.)
А Р Т Е М и Д А — греческая богиня, покровительница охоты, дочь Зевса и
Латоны, сестра Аполлона.
А Ф и Н А — П А Л Л аД А — богиня войны и победы, а также мудрости, знаний,
искусств и ремёсел; покровительница мирного труда; дочь Зевса,
родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Афина — хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба,- так называемый
п а л л А д и у м.
А Ф Р О Д и Т А — богиня любви и красоты, возникшая из морской пены (ей соответствует римская Венера).
Г А Н И М е Д — троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты
похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов.
Г е Б А
— богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, супруга Геракла на
Олимпе. Геба подносила богам на пирах нектар и амброзию.
Г Е Р М е С — сын Зевса, вестник богов; был первоначально покровителем стад,
его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес — покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится покровителем торговли, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того,
Гермес — покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставили в палестрах и гимнасиях — учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанию диска, бега и т.д. После завоевания Персидской державы Александром Македонским (конец IV в. до н.э.), когда в Азии и Египте возникают греческие
государства, Гермес отождествляется с египетским богом магии
и астрологии (т.е. гадания по звёздам); его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.
Г Е Ф е С Т —
бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры.
Главное святилище было на Лемносе (“лемносский бог”). Родился на Олимпе слабым и хромым ребёнком.
Д и К Э — греческая богиня справедливости.
И Р и Д А
— богиня радуги, передавала людям волю богов. Обычно изображалась
в виде крылатой девушки.
К Р О Н — всепоглощающее время (х р о н о с — время). Крон сверг своего отца
У р а н а (Н е б о) и, боясь, что и против него восстанут его собственные
дети, безжалостно проглатывал их. Так он проглотил Г е с т и ю (богиню жертвенного огня и огня домашнего очага), Д е м е т р у (богиню плодородия),
Г е р у (покровительницу брака), А и д а (владыку подземного царства мёртвых) и П о с е й д о н а (бога морей). Свергнув Крона, Зевс (выживший благодаря обману,
к которому прибегла его мать и жена Крона Р е я) заставил его
вернуть на свет всех проглоченных им детей, сестёр и братьев Зевса.
М Е Т А М О Р Ф о З Ы — превращения.
М о Й Р Ы — три неразлучных богини судьбы, одетых в белое; живущие на
Олимпе: КлотО, ЛахЕсис и Атропос. “Мойра” означает “часть” или “доля”.
М у З Ы — дочери Зевса и Мнемосины, богини-покровительницы наук,
поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии; Клио — истории;
Талия — комедии; Мельпомена — трагедии; Терпсихора — танцев;
Эрато — любовной поэзии; Полигимния — гимнов; Урания — астрономии;
Каллиопа — эпоса.
Н и К А (Н и к э) — греческая богиня, олицетворение победы, постоянная спутница Зевса и Афины; изображалась в виде крылатой девы с лавровым венком, часто на колеснице.
О Л и М П — (название) наиболее высокий горный массив в Греции (2911 м).
В греческой мифологии — священная гора во главе с Зевсом, а также собрание, сонм олимпийских богов.
О Р Ы
—
богини красоты.
Р О Г
И З О Б и Л ИЯ
—
рог божественной коза АмалфЕи, молоком которой
был вскормлен Зевс.
Т ю Х Э — богиня удачи (у римлян — Фортуна).
Ф Е М и Д А — богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ
бесстрастия), с рогом изобилия и весами в руках.
Х А Р и Т Ы — три богини красоты и изящества.
Им соответствуют римские г р а ц и и.
Э Й Р е Н А
(И р е н а) — богиня мира. Изображалась молодой женщиной
с рогом изобилия, оливковой ветвью, жезлом Гермеса и колосьями.
*******************************