Боги Олимпа. Олимп

Боги Олимпа. Начало —
ОЛИМП
*************
На Олимпе* – высоком, заоблачном, светлом –

З е в с великий царит,…Боги Олимпа. Начало —
ОЛИМП
*************
На Олимпе* – высоком, заоблачном, светлом –

З е в с великий царит, окружённый богами.
…На Олимпе прекраснейшем – вечное лето:

круглый год сад Олимпа в цветах и с плодами…
Облака у вершины Олимпа клубятся

и скрывают от взоров далёкую землю, –

где всему суждено исчезать и меняться:

неизбежен конец – и слезам, и веселью…
Над Олимпом высоким раскинулось небо

голубое: бездонным и ясным простором

с золотыми потоками яркого света…
…Три младые прекрасные дивные о р ы* –

вход на светлый высокий Олимп охраняют:

глаз прекрасных своих от ворот не отводят:

пред богами три оры врата открывают:

…часто боги с Олимпа на землю нисходят…
Никогда не бывает дождя там и снега:

в царстве Зевса всегда так тепло и лучисто;

на Олимпе высоком – блаженство и нега,

и златые чертоги Олимпа – искристы.
…Но бывают печальны бессмертные боги

в этих светлых и дивных чертогах чудесных…

А построены эти златые чертоги

сыном грозного Зевса и богом: Г е ф е с т о м*.
Царь бессмертных богов и людей – громовержец –

восседает на троне златом и высоком;

громовержец в руках своих молнию держит

и всё видит насквозь он пронзительным оком.
Зевс прекрасен и грозен величием власти.

Громовержец могуществен, гордо-спокоен.

Но бывает и он полон гнева и страсти, –

если чем-нибудь вдруг он весьма не доволен.
Здесь, у трона Царя находясь неизменно, –

вечно бдит постоянная спутница Зевса:

это славная – мира богиня – Э й р е н а*:

с рогом, ветвью оливы и жезлом Ге р м е с а*.
И ещё постоянно находится с Зевсом –

всем героям победу несущая Н и к а*:

служат преданно крылья её громовержцу;
честь богине победы – ликующим криком

воздаётся с восторгом людьми и богами!

Любят Нику и боги, и смертные люди:

победителей дарят большими венками

из зелёного лавра…
Вот медленно входит

в зал, где боги Олимпа сидят и пируют,

громовержца жена: это – дивная Г е р а*.

И все боги, – тотчас же склоняясь, – смолкают,

почитая богиню – бессловно. Безмерно.

Так, – величественна, и строга, и красива, –

Гера в пышном наряде по залу проходит:
в том наряде, что соткан Афиной на диво!

И с достоинством гордым на трон она всходит.

Рядом с Зевсом-супругом садится богиня,

на Олимпе высоком царя вместе с мужем:

мановеньем прекрасной руки лишь! подымет

Гера грозные сильные бури и вскружит

в небе чёрные тучи шальными ветрами!..

Охраняя священные брачные узы

между смертными и меж самими богами,

покровительство личное брачным союзам

Гера дарит бессчётно своими делами:

всем супругам усердно она посылает

продолженье здорового рода: потомство;

и роженицу с радостью благословляет,

и, конечно, дитя: крик рожденья под солнцем!

Гера – дивно-лилейна, горда и прекрасна,

ниспадают блестящей волной кудри Геры.

Нет богини, ей подлинно равной по власти,

а её власть… – сильна, бесконечна, безмерна!
Рядом с Герой прекрасной – богиня И р и д а*:

легкокрылая стройная быстрая дева:

крылья радугой солнечной плещут, и видно,

что она… – вот-вот только что! – в зал прилетела.

Исполнять повеленья Царя и Царицы

днём и ночью Ирида-богиня готова:

весть на радужных крыльях мгновенно примчится

к людям волей бессмертных богов: слово в слово.
…И сидят, и пируют бессмертные боги,

и душистый нектар в кубки дивные льётся;

льются речи, за чашей нектара не строги;

благосклонно А ф и н а-П а л л а д а* смеётся:

кифаред А п о л л о н* – света бог златокудрый –

что-то шепчет на ухо Афине-Палладе:

ей! воинственной, сильной, умелой и мудрой,

в шлеме, скрывшем кудрявые пышные пряди…

Рядом с ними – богиня сидит А р т е м и д а*,
весь изящный колчан её полон стрел метких.

Вот богиня любви-красоты А ф р о д и т а*:

диадема златая её – вся из редких,
бесподобно сверкающих морем сапфиров;

руки белые нежные – в тонких браслетах,

и сама, словно свет – лучезарно-красива:

даже солнце при ней, говорят, ярче светит!..
…Г а н и м е д* и красавица юная Г е б а*

всем подносят в сосудах напиток и пищу…
И – бездонно, безоблачно ясное небо

над Олимпом высоким, – и нет его чище!..

Пред богами танцуют х а р и т ы* и
м у з ы*,

услаждая бессмертных богов песнопеньем;

и не вянут душистые пышные розы

в их красивых венках; грациозны движенья…

Бесконечно любуются боги Олимпа

вечно юной гармонией и красотою:

бесподобно, прекрасно танцуют хариты,

в хороводе сменяясь одна за другою…
И на этих пирах все дела разрешают

олимпийские боги, по зову собравшись;

судьбы целого мира и смертных решают,

слово веское властно и твёрдо сказавши.
Рассылает с Олимпа высокого людям

Зевс и милость, и радость и… кару! горстями.

Два больших золотых драгоценных сосуда

у дворца его: перед златыми вратами:

в первом – зло и беда, и людские несчастья:

горе тем, кто такое от Зевса получит!

А в другом – жизнь, добро, мир, здоровье и счастье:

и нет дара, чем этот дар – благостней, лучше!
Горе! горе тому, кто решится нарушить

установленный Зевсом закон и порядок:

содрогнутся и небо, и море, и суша:

приговор тому будет суров и не сладок!

Грозно сдвинет во гневе сын К р о н а* густые

брови! Огненно-грозно глаза загорятся:

страшен в гневе своём Зевс!.. И люди простые,

и бессмертные боги Олимпа боятся,

если гневного Зевса ударит десница,

и раскатится огненный гром в поднебесье!

И тогда – не взлетит от гнезда даже птица,

оборвётся, замолкнет звучащая песня!

И разрежется молнией чёрное небо, –

в с е от гнева великого – в с ё! – содрогнётся;

и падут из сосуда несчастья и беды…

И высокий Олимп… – даже он сотрясётся!..
Чтоб закон и порядок Олимпа был твёрдым,

чтоб всегда – и во всём – всеми он соблюдался
средь бессмертных богов, средь племён и народов,

чтоб нарушить никто никогда не пытался

сей порядок и чёткую букву закона, –

наблюдает за всеми богиня Ф е м и д а*,

находясь в небесах у высокого трона.

Громовержец – с её слов – всё знает и видит.
Д И к э* тоже живёт на высоком Олимпе:

зорко Дикэ следит, чтобы сами-то судьи

строго чтили и знали законы Олимпа,

справедливо и честно верша правосудье.

Враг обмана и лжи, и защитница правды,

Зевсу истину срочно богиня доносит,

если кто-то из судей подлог и неправду

защищая, – обман и порок – превозносит!

Правосудно и строго – без скидок! – карает

Зевс продажных, нечестных, бессовестных судей:

неминуема кара! Да. Все это знают:

что от Зевса пощады за это – не будет.
Только… – Зевс хоть и шлёт на далёкую землю

жизнь, богатство и счастье, и смерть, и болезни –

(и дары эти – люди, конечно, приемлют) –

всё ж …капризные судьбы их, жизни и смерти

держат тайно и крепко – три м о й р ы*: богини,

от которых и сам громовержец зависит!

Непреклонно-бесстрастные, – неумолимы:

не помогут ни просьбы, ни хитрости лисьи,

ни обман, ни посулы, ни злато, ни слёзы!

Здесь прядутся богиней К л о т О* нити жизней, –

и – случаются всякие метаморфозы*;

но!.. всё кончится – вовремя: смертью и тризной.

И пока лишь прядётся вот эта нить жизни, –

человек будет жить и дышать; и напрасно

поджидать здесь кончину от тяжкой болезни:

нить прядётся!.. Всем станет понятно и ясно,

если нить оборвётся… И длительность сроков

эта мойра – сама отмеряя, решает:

длинный, средний… Кому-то – ничтожно-короткий!

…Лишь КлотО продолжительность нитей тех знает.

Рок всевластен!.. И мойра богиня Л а х Е с и с*

жребий жизненный – слепо для всех – вынимает…

А уж А т р о п о с*, третья богиня, сестра их,

свиток судеб людских равнодушно листая,

всё запишет бесстрастно… И то – неизбежно!

И – велики! – богини, суровые мойры:

безучастны они ко всему и неспешны,

неподкупны всегда: олимпийски-спокойны…
А ещё на Олимпе высоком и светлом

есть богиня судьбы, что из дивного рога

изобильным* и мощным чудесным потоком

сыплет людям дары, коих – разных и много.

Счастлив, рад человек, если в жизни он встретит

на пути своём счастья людского богиню!

И несчастлив он трижды, когда – не заметив! –

отвернувшись, пройдёт она рядом – да мимо.
А бывает, богиней кому-то д а ё т с я, –

и удача сама идёт будто бы – в руки!

Но лишь Т Ю х э* чуть-чуть… – хоть чуть-чуть! – отвернётся,

и… нет счастья уже! Только беды да муки.
Так бессменно царит, окружённый богами,

Царь богов и порядка отец и хранитель,

восседающий в вечности над облаками

громовержец великий и тучегонитель –

З е в с.
28.04 — 02.05.2002
Продолжение следует…
===С Л О В А Р Ь:
А П О Л Л о Н (Ф е б) — один из важнейших греческих богов, сын Зевса и
Латоны, божество солнечного света, покровитель искусств и
прорицаний, бог-целитель. Изображался прекрасным юношей
с кифарой (струнный щипковый музыкальный инструмент. Предшественница — лира. От слова “кифара” происходят названия инструментов: китаррон, цитрон, гитара и др.)
А Р Т Е М и Д А — греческая богиня, покровительница охоты, дочь Зевса и
Латоны, сестра Аполлона.
А Ф и Н А — П А Л Л аД А — богиня войны и победы, а также мудрости, знаний,

искусств и ремёсел; покровительница мирного труда; дочь Зевса,

родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Афина — хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба,- так называемый
п а л л А д и у м.
А Ф Р О Д и Т А — богиня любви и красоты, возникшая из морской пены (ей соответствует римская Венера).
Г А Н И М е Д — троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты

похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов.
Г е Б А
— богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, супруга Геракла на

Олимпе. Геба подносила богам на пирах нектар и амброзию.
Г Е Р М е С — сын Зевса, вестник богов; был первоначально покровителем стад,

его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес — покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится покровителем торговли, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того,

Гермес — покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставили в палестрах и гимнасиях — учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанию диска, бега и т.д. После завоевания Персидской державы Александром Македонским (конец IV в. до н.э.), когда в Азии и Египте возникают греческие
государства, Гермес отождествляется с египетским богом магии

и астрологии (т.е. гадания по звёздам); его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.
Г Е Ф е С Т —
бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры.
Главное святилище было на Лемносе (“лемносский бог”). Родился на Олимпе слабым и хромым ребёнком.
Д и К Э — греческая богиня справедливости.
И Р и Д А
— богиня радуги, передавала людям волю богов. Обычно изображалась
в виде крылатой девушки.
К Р О Н — всепоглощающее время (х р о н о с — время). Крон сверг своего отца

У р а н а (Н е б о) и, боясь, что и против него восстанут его собственные

дети, безжалостно проглатывал их. Так он проглотил Г е с т и ю (богиню жертвенного огня и огня домашнего очага), Д е м е т р у (богиню плодородия),
Г е р у (покровительницу брака), А и д а (владыку подземного царства мёртвых) и П о с е й д о н а (бога морей). Свергнув Крона, Зевс (выживший благодаря обману,

к которому прибегла его мать и жена Крона Р е я) заставил его

вернуть на свет всех проглоченных им детей, сестёр и братьев Зевса.
М Е Т А М О Р Ф о З Ы — превращения.
М о Й Р Ы — три неразлучных богини судьбы, одетых в белое; живущие на
Олимпе: КлотО, ЛахЕсис и Атропос. “Мойра” означает “часть” или “доля”.
М у З Ы — дочери Зевса и Мнемосины, богини-покровительницы наук,
поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии; Клио — истории;

Талия — комедии; Мельпомена — трагедии; Терпсихора — танцев;

Эрато — любовной поэзии; Полигимния — гимнов; Урания — астрономии;
Каллиопа — эпоса.
Н и К А (Н и к э) — греческая богиня, олицетворение победы, постоянная спутница Зевса и Афины; изображалась в виде крылатой девы с лавровым венком, часто на колеснице.
О Л и М П — (название) наиболее высокий горный массив в Греции (2911 м).

В греческой мифологии — священная гора во главе с Зевсом, а также собрание, сонм олимпийских богов.
О Р Ы

богини красоты.
Р О Г
И З О Б и Л ИЯ

рог божественной коза АмалфЕи, молоком которой
был вскормлен Зевс.
Т ю Х Э — богиня удачи (у римлян — Фортуна).
Ф Е М и Д А — богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ

бесстрастия), с рогом изобилия и весами в руках.
Х А Р и Т Ы — три богини красоты и изящества.
Им соответствуют римские г р а ц и и.
Э Й Р е Н А
(И р е н а) — богиня мира. Изображалась молодой женщиной
с рогом изобилия, оливковой ветвью, жезлом Гермеса и колосьями.
*******************************


Добавить комментарий