Богатство общества в человеческом измерении

Богатство человека и богатство общества в человеческом измерении.
Таков парадокс нашего развития, если мы зависим от денег и наша психология является денежной. Но…Богатство человека и богатство общества в человеческом измерении.
Таков парадокс нашего развития, если мы зависим от денег и наша психология является денежной. Но сделать владельцем денег каждого человека – это соответствует призыву: стань миллионером, или стремлению «обогащения каждого». И оно на деле должно осуществиться, для того чтобы были устранены факторы, беспрерывно воспроизводящие нищету как условия развития богатства как такового и как условия сохранения выживания. И если возникло это стремление как массовое, то оно должно осуществляться, и каждый действительно должен быть богатым как человек. Они должны освоить богатства мира и делать их своими. Всем людям владеть магазинами и прочими предметами мира — это собственническое отношение, отчуждающее людей друг от друга, а не отношения людей друг другу, которые их объединяют. В представлении современного общества каждый человек должен быть собственником, и это является основой экономического и культурного развития общества. Основа же развития человека — это пространство его развития, создаваемого обществом. Поэтому \»обогащение каждого\» для каждого отдельного человека — это чистейший миф, благодаря которому существуют капиталистические отношения. Применительно к деньгам это обман, если учесть возможности современного производства, которое еще отнюдь не является производством человека как основного капитала (Маркс). Новое общество создается не ради создания богатства общества, а для освоения пространства развития человека. Иначе не было бы смысла говорить о новом объединении людей. Почему же социализм, стремившийся именно к этому, не смог осуществить его, и вместо того, чтобы создать равенство, напротив, возродил на новой основе неравенства? Хотя он стремился к тому, чтобы все время поднимать зарплату и соответственно и понижать цены на товары народного потребления, всех сделав «совладельцем». Он понятия не имел о человеке и пространстве его развития. Было это отношение реальным или нереальным для индивидов, но социализм работал и выполнил свое историческое призвание. Он разрушил экономического пространства капитализма и тем вынудил людей заняться \»своим делом\», расстроив все огбщественные отношения, которые до этого организовывали жизнедеятельность людей. А мы до сих пор просто не можем его понять. Он разложил капитализм, разбив отношения собственности и тем изолировав и разобщив людей. И здесь у общества уже никакого стремления не было, а у людей, предоставленных себе (на произвол судьбы) они как раз появились.

Это люди верили, что общество придет ко всеобщему богатству, причем тем путем, каким шли, прямо в рамках денежных отношений, то есть стремления человека к его собственному благу. Но об их устранении они не могли даже помышлять. Ибо деньги на их пути еще не встали. И не было никакой угрозы. В рамках безденежных отношений, на основе современной технологии, действительно каждый будет не только богатым, даже в нашем понимании, но и свободным. Ибо здесь этому ничего не помешает, если устранена основа, благодаря которой, например, собственник средств производства присваивал всю прибавочную стоимость, лишь воспроизводя труд как экономическую категорию, и этой стоимостью, которая являлась продуктом прибавочного труда, распоряжался по собственному усмотрению, делясь ею только с теми, кто реализовывал продукты производства, часть отдавая государству в виде налога и т. д. Маркс это называл «кражей чужого труда», благодаря которой обогащался собственник средств производства. Дальше продукт, прежде чем попадет к потребителю, проходил еще долгий путь, где его стоимость уже в несколько раз увеличивался.

Здесь речь идет о капиталистической эксплуатации, которая воспроизводила рабочую силу как силу капитала. Это не силы людей и не их развитие. Техническое развитие объективно увеличивало норму прибавочной стоимости и сокращало необходимое рабочее время. Тем самым и рабочий должен был бы жить лучше, меньше времени работая. И если все это проводить по человеческим законам, то речь идет не о воспроизводстве рабочей силы, а о развитии человека. Однако по законам капиталистического применения труда и техника, увеличивавшая норму прибавочной стоимости, увеличивала и степень эксплуатации. Сегодня положение радикальным образом изменилось: непосредственной производительной силой стала техника, а человек ею только управляет, и тот необходимый продукт, который нужен всему обществу для его развития, уже создается за счет эксплуатации техники. И общество здесь уже не зависит от индивидов. Именно поэтому оно их предоставило себе в капиталистической форме, чтобы они, наконец, свои проблемы решали сами, не ожидая ничего со стороны общества, отчуждающегося от них. И они должны это общество преобразовать и приспособить к своему развитию. Если раньше общество, чтобы развиваться, почти все свои усилия прилагало на производительный труд, то теперь, по статистике, лишь 25-30 процентов своих усилий оно прилагает на это производство, а 60-70 процентов усилий — в ту громадную сферу, которая, по сути, как раз является пространством развития человека.

Стало быть, объективно это пространство уже создано, но рыночное применение его заполняет просто паразитическими структурами, тем самым паразитизируя и само общество. Социализм сидел на деньгах, сила которых обуздывалась. Теперь эти деньги разложили общество, большинство людей превратив в потребителей в названном нам смысле. И здесь общество впервые основывается на деградации человека. И само по себе здесь встает задача совсем уже не экономического характера, а психологического, человеческого. Здесь необходимо думать уже не об экономике и распределении создаваемого богатства, а об этих людях. А это и невозможно вне труда, организующего их.

Вне труда ни одно общество не может организовывать свою жизнь. Труд всегда стоит на первом месте. И современное общество медленно разлагается именно на основе разложения труда. Расщепление труда есть разложение общества. Вот каким путем гибнет капиталистическое общество: паразитизируясь и парализуясь в полном смысле этого слова и тем все предоставляя людям, чтобы они от ныне все решали сами, сообразуясь с доводами разума или происками дьявола .

Суть здесь состоит именно в применении труда, именно в зависимости от чего, так или иначе, заполняется пространство между производством и потреблением. Это пространство, непосредственно зависящее от способа труда, определяется, следовательно, способом распределения, соответствующим способу применения труда. У первобытных общин, например такого пространства вообще не было, и они все свое время отдавали поиску и добыванию себе пропитания. В рабовладельческом обществе часть населения освободилась от непосредственного труда, и свободные граждане могли заниматься другим делом, развлекаться, воевать, просвещаться, управлять государством, путешествовать и т. д., и отсюда начинается и развитие культуры древнего мира. В помещичьем обществе такой свободой располагали только представители господствующих классов, пировавших и воевавших на труде крестьян и ремесленников. И названное пространство здесь увеличилось, развивались центры торговли и культуры, открывались первые университеты, школы и т. д. Развитие общества, хотя и медленно, открывало простор для развития человека, для осуществления человека как духовного существа, хотя это еще не было индивидуальным развитием, развитием человеческой личности. Развитие духа как такового, разума как такового беспрерывно происходило на основе развития производительных сил и науки. Здесь мы имеем дело, следовательно, и с развитием сознания общества как такового.

Капитализм все коренным образом переменил, создав крупную промышленность и крупное земледелие. В конце концов, он всю экономику и культуру поставил в зависимость от науки и тем способствовал развитию интеллекта, мышления, расширил кругозор человека. И он освободил гораздо больше людей, чтобы они могли размышлять, управлять и т. д. Он вместе с тем уничтожил и «помещичий способ поедать», пировать и научил людей все силы прилагать только к полезному труду и прибыли, увеличивающих богатство. Поэтому Бентам заслужил любовь капиталистов. Поэтому капитализмом двигало стремление к богатству как таковому, что, как мы уже знаем, соответствовало степени развития производительных сил и производительности труда безотносительно к индивидам. И здесь люди трудились, не покладая рук, и размышляли, ни о чем другом не думая, кроме своего общества и его богатства, и капитализм породил целую плеяду великих мыслителей, которые силой и глубиной своего мышления и ныне поражают людей. Основы всего того, чем располагаем сегодня мы, были заложены капитализмом, а мы только продолжаем и совершенствуем достижения предыдущих поколений и самобытных мыслителей, трудившихся почти бесплатно, без какого-либо расчета на премии и вознаграждения. Вспомните Дарвина, Эйнштейна, Циолковского, Маркса, Ленина и т. д. Капитализм тогда не баловал ученых, как в наше время. Они были самобытными. И зачастую они работали без расчета на вознаграждение.

О сегодняшних переменах прошлые поколения даже мечтать не могли. И их суть состоит в том, что производство и потребление поменялись местами, и впервые общество стало зависеть от потребления, которое превратилось в самоцель. И общество впервые все свои силы стало вкладывать в непроизводственную сферу, и не только в сферу развития интеллектуальных способностей людей, но главным образом, в силу зависимости производства от потребления, для всестороннего развития потребностей людей, в силу чего и торговля, ранее зависевшая от производства, приняла самодовлеющий характер. И миром стала двигать ненасытность и жажда обогащения, принявшие массовую форму.

Освободившееся пространство, таким образом, заполняется погоней за удовольствиями и наслаждениями. Бешеной погоней за деньгами. И наши города и села стремительно превращаются в места развлечений и взаимных услуг и заполняются базарами и торговыми центрами. Теперешние люди все это обозначают понятием «услуга», даже не имея понятие, что оно с собой представляет. Центры же культуры вытесняются, все таланты и дарования, не сумевшие приспособиться к «рыночной экономике», оказались в унизительной зависимости от меркантильной системы. Рыночная система тем самым человека не только завела в тупик, но и поставила на край пропасти, тем самым впервые его озадачив. Поэтому человек сегодня бессознательно стоит на перепутий и перед выбором. Это есть объективное положение вещей, сложившееся историческим развитием и нисколько не зависящее от наших эмоций и самосознания. И оценить его должны люди, которые неожиданно оказались в этом тупике.


Добавить комментарий