Один из понедельников у меня был день одного актера – Ральфа Файнса. Я посмотрела всего лишь три фильма с его участием: «Английский пациент», «Список Шиндлера» и «Чтец».
Речь пойдет именно о последнем фильме. На самом деле это экранизация, снятая по мотивам романа немецкого профессора, юриста и писателя Бернхарда Шлинка «Чтец» режиссёром Стивеном Долдри.
Фильм был удостоен многими номинациями 2009 года, но что самое интересное, победителем во всех конкурсах была британская актриса театра и кино Кейт Уинслет «За лучшую женскую роль» в Оскаре, Премии канала «MTV», Европейской киноакадемии, Британской академии, и «За лучшую женскую роль второго плана» в Золотом глобусе и Премии Гильдии актеров.
Я не читала книгу и не могу сказать, может ли фильм тягаться с тем, что было написано в ней, но всё же я довольна игрой актёров и тем, что фильм заставляет о многом задуматься.
Мне очень сложно сейчас сказать о чём именно кинокартина, ибо она затрагивает многие проблемы: любви, войны, семьи, учёбы, прощения, правосудия, справедливости… Но после краткого пересказа сюжета, я думаю можно найти отражение слогана фильма: «А ты умеешь хранить тайны?»
Перед нами адвокат Михаэль Берг, который очень задумчив и мысленно пребывает где-то в своём прошлом. Еще в школьные годы, когда ему было 15 лет, одно знакомство круто меняет его жизнь. Это была молодая женщина лет 36-ти, звали её Ханной Шмиц… Их роман бурлит несколько месяцев и не по-детски. Михаэль проводит в её квартире чуть ли не каждый день, дома среди родной семьи его уже не бывает. Самое интересное это то, как любовники проводят своё время: они занимаются любовью чередуя это занятие с чтением самых различных книг. Меня очень сильно удивило, почему эта молодая особа не интересуется, сколько лет ее избраннику?
У меня была одна догадка, которая подтвердилась, когда они путешествовали на велосипедах. Остановившись пообедать возле какой-то деревушки, Ханна очень занервничала, взяв меню и ничего не заказав, сказав при этом, что будет то же, что и Михаэль. В общем ловкий ход… для человека, который не умеет читать. Да! Она увы, была безграмотной.
Показав блестящие успехи на своей работе (она была кондуктором трамвая) и имея хорошие отклики от своих товарищей, её повышают и просят начать работать в конторе! Главная героиня в замешательстве, ведь она не умеет ни читать, ни писать… Не зная, как поступить далее, она пакует свои вещи, не объяснив ничего Михаэлю, покидает квартиру. В день её повышения по службе (и по совпадению его день рождения) они поругались. Потом вновь помирились, но он ушел к друзьям, приготовившим ему сюрприз. Зная, что его любимая была очень расстроена он бежит к ней на квартиру, но находит её совсем пустой и мрачноватой.
Ничего не понимая, главный герой приходит к себе домой, где его ждут мамка с папкой, и брат с сестрой.
Судьба вновь их сводит спустя восемь лет, но уже на суде. Она – обвиняемая, он — студент юридического факультета. На скамье подсудимых было несколько женщин, обвиняемых в сожжении трёхсот еврейских женщин, которые укрывались в Церкви во время бомбёжки. Надзирательницы обвинили Ханну в том, что она была их главной, и якобы она тогда написала рапорт о произошедшем… далее, процедура опознавания почерка, и вместо того, чтобы сказать, что она не умеет читать и писать, главной героине было проще признать свою вину, чем признаться в том, что она неграмотна. В тот момент Михаэль вспоминая, как она просила его читать ей, догадался, НО промолчал. И нет сомнения, её бывшие напарницы тоже скорее всего знали это, поэтому свалили всё на неё, а почему бы и нет? Война давно закончилась, а отвечать за свои деяния им видимо не хотелось. Главный герой хочет помочь своей любовнице, записывается к ней на свидание, но на полпути раздумывает… почему? Вроде понятно и очевидно, а вроде как нет. Нет сомнения, что он любит эту женщину, но здравый смысл взял верх: спустя столько времени, он не знает какая она сейчас, к тому же она работала на нацистов. В итоге, Ханну Шмиц приговорили к пожизненному сроку, как главную обвиняемую, а другим за участие дали четыре месяца с лишним.
Спустя десять лет, уже разведенный с дочкой на руках, он возвращается в родной город, где всё ему напоминает о ней. Он окончательно понимает, что любит её несмотря ни на что, ему странно до сих пор понять, что на суде ей было настолько стыдно, что она взяла всю ответственность за деяние на себя. И что же он делает? Он берёт магнитофон, микрофон и книги, которые ей читал в юности и записывает свой голос на кассеты, подписанные, а позже упакованные в коробку и отправленные ей в тюрьму. Ханна слушает эти записи, с каждым днём она расцветает на глазах, и когда уже на полке не хватает места, ей в голову приходит замечательная идея: брать книги из библиотеки и учиться читать по записям. Проходит некоторое время, она уже умеет и читать, и писать. Главная героиня начала отправлять ему короткие записки, на которые он увы, не отвечал. Позже мы узнаем, что он никогда не верил, что она научится писать и читать, и лишь по этой причине ей не отвечал.
Суд принимает решение о досрочном освобождении его возлюбленной. Они встречаются в тюремной столовой, после долгой разлуки. Ханна хочет понят, как он к ней относится, а Михаэля гложут противоречивые чувства: его любимая рядом, прямо перед ним, но она же и преступница. Главный герой говорит, что заберет её через неделю и уходит. Чувствуя, что он к ней холоден, в день, когда он должен был за ней приехать, она вешается в своей камере, оставив прощальную записку, в которой завещала свои деньги единственной выжившей в ту ночь бомбёжки – Илане Мазер.
Он лично едет в Нью-Йорк к этой женщине, с целью объясниться и передать ей деньги от Ханны. Но дочь умершей Иланы Мазер их не принимает, так как их принятие означало бы прощение, а такого не прощают. Главный герой предлагает отдать эти деньги в какой-нибудь фонд по борьбе с неграмотностью от имени Ханны, на что женщина согласилась.
Последняя сцена фильма: навещающие могилу Ханны Шмиц Михаэль с дочерью, где отец решается рассказать о своей любви.
Слоган фильма всё-таки: «А ты умеешь хранить тайны?» На протяжении всего фильма тайной можно считать то, что главная героиня была безграмотная. Но она ведь никому об этом не говорила. О чём всё же этот фильм? О любви? Да, он её любил, и она его тоже. О тайне? Он её сохранил, так как промолчал в суде, а она не призналась в своей неграмотности, но в тюрьме избавилась от неё. О прощении? Единственная выжившая со своей матерью миссис Мазер, написавшая книгу о концлагерях, не смогла её простить. О раскаянии? Ханна Шмиц, копила деньги и все их завещала Илане Мазер.
Как бы то ни было, фильм скорее всего о выборе: он мог сказать на суде, что она не писала рапорт. Он мог и не вмешиваться в процесс, а прийти к ней на свидание и сказать ей об этом. Он мог бы забрать её в тот же день, а не через неделю. Он мог бы писать её письма. Он мог бы понять, что она раскаивается и начать любить её как прежде… А она? Она работав кондуктором, могла бы посещать школу. Она могла бы признаться начальнику, что она не умеет ни читать, ни писать. Она могла бы и не устраиваться работать в концлагерь. Она могла бы открыть ту горящую Церковь и спасти тех женщин. На суде она могла бы признаться, что неграмотная. Она могла бы поверить Михаэлю и не заканчивать жизнь самоубийством…
А как бы поступили Вы?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.