Господь не ошибается

(Из записей Марка Неснова)
Но кто ударит тебя в правую щеку,
(Из записей Марка Неснова)
Но кто ударит тебя в правую щеку,
Обрати к нему и другую…
От Матфея 5, 38-42
Из всего многообразия философских истин и постулатов, которые нам оставил Христос, это предписание остаётся самым противоречивым и спорным на протяжении уже двух тысячелетий.

Как же так? А око за око? А зуб за зуб?

И как вообще жить на свете руководствуясь такой логикой?

Между тем этот постулат очень действенен, если его рассматривать несколько шире, чем просто мордобой.
Не думаю, что Иисус имел в виду холопское или просто трусливое отношение к ударившему.

В данном случае рекомендовать ничего не имеет смысла, так как жертва и так не способна к сопротивлению.
Вряд ли Иисус рассматривал случай, когда тебя бьёт твоя любимая женщина за твою измену или бестактность. Тут нельзя отвечать по определению.
Видимо, Христос имел в виду людей, наделённых духовной силой и христианской моралью. А не рабской или жлобской психологией.
Наверное,некоторой иллюстрацией к этой заповеди мог бы послужить эпизод из

*Идиота* Достоевского, когда Ганя ударил князя Мышкина.

То, что Мышкин не ввязался в драку, а практически подставил другую щёку,

не только не лишило князя достоинства, но и поставило Ганю вне общества, за что он дорого заплатил. Мышкин своим непротивлением ещё и заставил циничного Ганю страдать и стыдиться. Может быть впервые в жизни.
Более того,не отвечая на насмешки и обиды,слабый князь Мышкин каждому указывает на его место,оставляя их со своей совестью.
Иисус, полагаю, имел в виду, что не нужно давать обидевшему тебя, возможность найти себе оправдание в ТВОИХ действиях.
А отступив, оставить его с проблемами в своей душе.
То есть заставить человека ЗАДУМАТЬСЯ в непривычной для него ситуации.
И не дать ему возможности найти СЕБЕ ОПРАВДАНИЕ.
То есть жертве нужно совершить ДУХОВНУЮ атаку. Если возможно такое вульгарное словосочетание.
Если уйти от примитивного (мордобойного) подхода к проблеме, то епископ Бьенвеню, отдав Жану Вальжану к ураденным ложкам ещё и подсвечники, (вместо передачи его в полицию) впервые оставил его наедине со своей совестью.
Он лишил его возможности найти оправдание своему поступку. Не было оправдания его подлости.

И это заставило героя*Отверженных* страдать и изменяться..
Всегда ли будет такой результат? Нет,конечно.
Но, если не показывать, какими надо быть людьми, то результата не будет НИКОГДА.
Простые лобовые призывы и лозунги не работают вообще.
Пусть читатель сам попробует во время жестокого спора, вдруг (без оснований) признать правоту оппонента.

Вы увидите, как он растеряется, как обмякнет и будет стараться сделать Вам приятное. А ведь Вы подставили щёку для удара. Но рука сразу повиснет.

Проверялось много раз.
Есть прекрасное выражение: *Если женщина не права, нужно попросить у неё прощение*. А что это, как не вторая щека?

Ох! Как это работает! Сколько женщин было таким путём обмануто!

И сколько пар сохранилось!
…Шепетовский гранитный карьер – это вам не известняковый карьер в котором Жан Вальжан совершал свои подвиги.

Героям Гюго не нужно было находиться целый день в сплошной пыли от работы отбойных молотков, которыми делались отверстия для последующего подрыва крупных валунов, оставшихся после основного взрыва.

А это само по себе уже, мягко говоря, не очень сопутствует здоровью и хорошему настроению.

Особенно, если это длится пять-десять лет.

Я уже не говорю о дневной норме — погрузить на автомашину три кубометра гранита, предварительно расколов его кувалдой до подъёмных размеров.

А три куба — это около девяти тонн.

Вряд ли у героев Гюго была такая норма.
Дневная норма для наших декабристов была два пуда железной руды с переноской на двести метров.

Тогда ещё не придумали вдохновляющий термин*Социалистическое соревнование*.

Как тогда кормили во Франции нам неведомо, а декабристы ели не хуже, чем их вольное окружение. О жалобах декабристов на еду нигде не упоминается.

На Шепетовской же зоне кормили из рук вон плохо, как, впрочем, и во всей системе МВД брежневских времён.
Да и на воле не у многих граждан в те годы хватало нормальной еды.
Но русский человек привык мало полагаться на государство, а потому зэки
каждого водителя, приехавшего грузиться в карьер, обязали привозить килограмм сала. Без этого не грузили. Жалобщикам прокалывали колёса.
Начальство с этим поделать ничего не могло, и только замполит повесил на рабочей зоне огромный плакат *ПОЗОР САЛОЕДАМ*.
Сало, вообще, в лагерях Украины было запрещено.

Но аппетит этот плакат никому из сидельцев не портил.

К глупостям политотдела все давно привыкли.
Поскольку норма была неподъёмная, а машин на всех для выполнения нормы всё равно не хватало, её выполняли только те (с помощью друзей), кому светила близкая льгота на досрочное освобождение.

Остальным же, чтобы не угодить в изолятор, достаточно было попасть в список, где была одна отгруженная машина хотя бы на 10-15 человек.

Всех это, до поры до времени, устраивало.
Баптисты в лагере особая публика. Зэки на них смотрят как на чудаков, но не обижают.

Баптисты считаются *терпигорцами*, которых начальство без причины мучает. Работали они всегда с полной отдачей, что не мешало им периодически сидеть по изоляторам из-за идеологических разногласий с системой.

Все баптисты — люди исключительно порядочные и мужественные.
Однажды Коля Желтоногов – наглец, баламут и циник с дружками отгрузил заготовленный баптистами камень в свою машину, пока те ходили на обед.
Увидев, что камня меньше, чем они заготовили, их звеньевой Адам подошёл к Коле выяснять отношения.
Коля побожился, что это не он. И вообще он сегодня остался и без нормы и без сала.

Адам извинился и ушёл. А через пару часов принёс Коле полбулки хлеба и кусок сала с луковицей.
Воровство в лагере вещь запредельная, но камень у баптистов – это всё равно, что песок на Луне. Это вне лагерной жизни. Так, озорство, прикол.

Нехорошо, но права качать никто не будет. А баптисты народ бессловесный в лагерных делах. Чудаки, одним словом.
Однако Коля чувствовал себя неловко. В таких ситуациях он не бывал.

Его энергия и наглость провалились в пустоту.
А тут ещё во время игры в карты, партнёр ему высказал, что он убогих обижает. Хорошему хлопцу такое делать *западлО*.

Вроде и не наехал, а нехорошо.
И другие не одобрили. Да ещё и сало припомнили.
Получалось,что Коля сдешевил. И ему было очень неуютно.
Коля пошёл к Адаму и отдал талончик на машину, который водитель отдаёт взамен погруженного камня. Извинился. Сказал, что пошутил.

А Адам вместо обиды стал его успокаивать и утешать, отчего Коле было ещё
больше *не в жилу*.
Уж не знаю, что там в душе у Коли произошло, но после этого случая вести себя он стал серьёзно и сдержанно. Это был уже не балагур и баламут, а ответственный и путёвый хлопец, каким раньше его не знали.
Наверное, Иисус был всё-таки прав?


Добавить комментарий