«Очарование»
Рафаэль-Мендель
/эссе и статьи/
~~*~~
Стихи прочитаны,
В ушах остался…«Очарование»
Рафаэль-Мендель
/эссе и статьи/
~~*~~
Стихи прочитаны,
В ушах остался звон
От слов, и строчек
Мысли,
Чувства,
Страсти.
Безмолвлен ты,
Как будто оглушён
И ощущение —
Ты в облаке прекрасном.
Ты лёгок стал,
Как будто бы постиг
Всю глубину
И тайны откровенья —
А пред тобой простой,
Казалось, стих,
Но в нём вся мистика
Земного притяженья.
В ОЧАРОВАНЬИ ключ
И волшебство,
Чтобы постичь себя
До тайны сокровенной —
Оно — в стихах,
В них боль и колдовство,
Стих — неподсуден
Перед мыслью тленной…
*ЯR*
о6.о7.2о15
~~*~~
«Очарование»
Вчера один рецензент попытался разобрать по косточкам несколько строк из моего стихотворения \»Единственная, радостная, чудная\». В его изложении, с применением методов формальной логики, получилась абракадабра. Я сначала огорчился. Даже руки опустились. Потом начал размышлять. И кое-что для себя уяснил. Попробую высказать свои соображения, кстати, далеко не новые, вслух. Я ответил рецензенту вежливо, но категорически возразил в том смысле, что ещё Пушкин шутливо заметил: поэзия должна быть глуповатой. От себя же добавил: нельзя читать стихи с очень умным лицом.
К сожалению, есть немало охотников поверять алгеброй гармонию.
Почему?
Всё дело в недочётах эстетического воспитания.
Существуют две категории людей – поэты и умники. Борис Слуцкий писал о физиках и лириках. Это близко.
Поэты мыслят и живут образами, что является их особенностью.
Умники пытаются разрушить образы путём логического скальпеля и при этом недоумевают: как можно?
Можно, дорогие! Учитесь слушать и воспринимать.
Искусство – совсем другой мир, отличный от формально логического.
Я много лет сочиняю стихи. Хотя не могу дать им оценку. Это дело времени.
Поэтому нет смысла ссылаться на своё творчество.
Обратимся к великим.
Вот один из шедевров поэзии, стихотворение моего любимого Лермонтова «Парус»
Попробуем применить к нему метод скальпеля.
Одинокий парус в тумане моря голубом – уже несоответствие – туман и голубизна.
Но дальше: играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. Что это? Не иначе, как буря.
Однако, нет. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой. Буря ещё предвидится, ещё ожидаема.
Несоответствие? Явное. Начнём работать скальпелем, и исчезнет колдовство.
Что же такое поэзия? Это определённый, неповторимый порядок слов в цепи образов, при которых создаётся ОЧАРОВАНИЕ.
Переставьте слова местами, попробуйте препарировать образы, и получите абракадабру.
Поэзию создают люди, наделённые особым даром слышать и понимать слово. Нужно просто поверить этим людям и наслаждаться красотой необычных сочетаний, которые находятся на грани волшебства.
И ещё об одном я хотел бы сказать – о словаре поэта.
Слово, стоящее в поэтическом контексте, даже, на первый взгляд, случайное – часть ОЧАРОВАНИЯ. Его невозможно заменить, не разрушив волшебства.
Прошу, доверяйте поэтам, они беседуют с богами. И не препарируйте стихи, а просто наслаждайтесь. Это великое счастье – наслаждаться прекрасным – пусть и нелогичным на взгляд умников, поборников формальной логики.
Рафаэль-Мендель
23 июня 2015
http://www.stihi.ru/2015/06/23/2298
Рафаэль-Мендель
«Единственная, радостная, чудная»
http://www.stihi.ru/2014/05/06/2909
Рафаэль-Мендель
«Несколько слов вдогонку к Очарованию»
http://www.stihi.ru/2015/06/23/4600