Альманах 47. Алексей Константинович Толстой

В Номере:
А.К.Толстой

Т. Буевич
……………………………Алексею Константиновичу Толстому.
Как ширь…В Номере:
А.К.Толстой

Т. Буевич
……………………………Алексею Константиновичу Толстому.
Как ширь небес светил полна!

Они сверкают и смеются,

Так и поэтов имена

На землю вдохновеньем льются.
И есть там звёздочка одна

Среди других, ярка сияньем;

И так чиста, тепла она,

Такое дарит обаянье!
Не за размеры любим мы,

За то, что сердце согревает,

И, словно древние псалмы,

Восторгом душу наполняет.
Как я люблю Вас, граф Толстой!

За ваши цветики степные,

За то, что вместе Вы со мной

В любви к томящейся России,
За то, что так же, как и Вы

Любить могу я лишь на воле,

За то, что так же мне слышны

Звук кандалов и песня в поле.

………………….Т. Буевич
Творчество графа Алексея Константиновича Толстого разнообразно: он был выдающимся русским лириком, автором исторического романа и своеобразных былин, драматургом и сатириком. Очень многие его стихотворения положены на музыку и известны как классические русские романсы.
Родился он 24 августа 1817 года в Петербурге. Родители его сейчас же после рождения сына, разошлись, и будущий поэт был увезён матерью в Черниговское имение Разумовских, к роду которых она принадлежала.
Литературные склонности у мальчика проявились рано, замечать их стали чуть ли не с шести лет. В десятилетнем возрасте Алексей Толстой впервые побывал с матерью за границей. В Веймаре они нанесли визит Гёте. Незабываемые впечатления остались у поэта и от поездки по Италии.
В 1834 г. Толстого определили «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности «архивных юношей» из знатных дворянских семей входили разбор и описание древних рукописей. С 1837 г. Толстой служит в русской миссии при германском сейме во Фракфурте-на-Майне.
Красивый, обаятельный и остроумный молодой человек, одарённый незаурядной памятью, прекрасно образованный и одарённый огромной физической силой, Толстой делил своё время между службой, светским обществом и занятиями литературой. К началу сороковых годов относятся его два фантастических рассказа, написанные на французском языке. В 1841 г. он впервые выступил в печати, издав повесть «Упырь». Изредка он начинает печатать свои стихи и в это же время начинает наброски к роману «Князь Серебряный».
***

Колокольчики мои,
… Цветики степные!

Что глядите на меня,

… Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

… В день весёлый мая,

Средь нескошенной травы,

… Головой качая?
Конь несёт меня стрелой

… НА поле открытом;

Он вас топчет под собой,

… Бьёт своим копытом.

Колокольчики мои,

… Цветики степные!

Не кляните вы меня,

… Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,

… Рад промчатся мимо,

Но уздой не удержать

… Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой.

… Только пыль взметаю;

Конь несёт меня лихой,-

… А куда? не знаю!
Он учёным ездоком

… Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,

… Вырос в чистом поле;

И не блещет, как огонь,

… Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь.

… Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!

… Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

… К цели неизвестной.

Чем окончится наш бег?

… Радостью ль? Кручиной?

Знать не может человек –

… Знает Бог единый!..
Упаду ль на солончак

… Умирать от зною?

Или злой киргиз-кайсак,

… С бритой головою,

Молча свой натянет лук,

… Лёжа под травою,

И меня догонит вдруг

… Медною стрелою?

………………..

………………..

1840-е годы.
В 1850 г. будучи в командировке в Калуге для проведения ревизии, Толстой близко сошёлся с Гоголем.

К первой половине пятидесятых годов относится возникновение Козьмы Пруткова. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его кузенами Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самодовольного бюрократа Николаевской России.
В ту же зиму Толстой встретился на маскараде в Петербурге с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился страстно. Этой встрече посвящено стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» (1851), ставшее известным романсом П.И. Чайковского.
Они сошлись, однако браку их было много препятствий, и пожениться смогли только через 13 лет. Толстой называл жену своим лучшим и самым строгим критиком; вся его любовная лирика посвящена ей.
***

Ты не спрашивай, не распытывай,

Умом-разумом не раскидывай:

Как люблю тебя, почему люблю,

И за что люблю, и надолго ли?

Ты не спрашивай, не распытывай:

Что сестра ль ты мне, молода ль жена

Или детище ты мне милое?
И не знаю я, и не ведаю,

Как назвать тебя, как прикликати.

Много цветиков во чистОм полЕ,

Много звёзд горит по поднЕбесью,

А назвать-то их нет умения,

Распознать-то их нету силушки.

Полюбив тебя, я не спрашивал,

Не разгадывал, не распытывал;

Полюбив тебя, я махнул рукой,

Очертил свою буйну голову!

Октябрь 1851г.
Это стихотворение было положено на музыку А.К. Лядовым и А.С. Аренским.
***
Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твоё легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье…

1852
Положено на музыку Н.А. Римским-Корсаковым, А.Г. Рубинштейном и С.И. Танеевым.
***

Меня, во мраке и пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой тёмный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошёл,

Проникнут весь её лучами,

И на волнующийся дол

Взираю новыми очами.

И слышу я, как разговор

Везде немолчный раздаётся,

Как сердце каменное гор

С любовью в тёмных недрах бьётся,

С любовью в тверди голубой

Клубятся медленные тучи,

И под древесною корой,

Весною свежей и пахучей,

С любовью в листья сок живой

Струёй подъемлется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что всё рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждут снова;

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к Божью лону;

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

1851
КОЛОДНИКИ.
Спускается солнце за степи,

Вдали золотится ковыль,-

Колодников звонкие цепи

Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,

Шагают вперёд тяжело,

Угрюмые сдвинули брови,

На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,

Две клячи телегу везут,

Лениво сгибая колени,

Конвойные с ними идут.
«Что, братцы, затянемте песню,

Забудем лихую беду!

Уж, видно, такая невзгода

Написана нам на роду!»
И вот повели, затянули,

Поют, заливаясь, они

Про Волги широкой раздолье,

Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,

Про дикую волю поют,

День меркнет всё боле, — а цепи

Дорогу метут да метут…
Стихотворение было одной из популярнейших песен политической каторги и ссылки; положено на музыку А.Т. Гречаниновым.
Как флигель-адъютант Толстой часто бывал при дворе, однако служба тяготила его, он хотел всецело отдаваться творчеству; только в 1861 году ему удалось добиться отставки. В письме к Александру II он писал: «Я думал… победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство совместимы».
Он поселяется в деревне: живёт то под Петербургом, то в Черниговской губернии, печатается преимущественно в либеральном журнале «Вестник Европы», и всё более чувствует себя социально одиноким. В одном из своих писем 1969 года он пишет Маркевичу: «Русская нация сейчас немногого стоит… Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне:«Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» — я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!»… И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».
В печати одна за другой появляются его три пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иванович» и «Царь Борис». В это же время написаны наиболее значительные из его сатир, направленных как против сторонников революции, так и против официальной бюрократии.
Жил он широко, был щедр, добр к крестьянам, но своим имением никогда не занимался и разорился. В последние годы жизни он много и тяжело болел. Умер Алексей Константинович 28 сентября 1875 года.
***

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звёзды светят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,

И понятна мне твоя печаль:

Отлетела б ты к родному краю

И земной весны тебе не жаль…

1856
***

Уж ты, нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого,

Не связать тебя всю во единый сноп!

Уж вы думы мои, думушки,

Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

Одной речью-то вас не высказать!

По тебе ль, нива, ветер разгуливал,

Гнул колосья твои дО земли,

Зрелы зёрна все размётывал!

Широко вы, думы, порассЫпались…

Куда пала какая думушка,

Там всходила люта печаль-трава,

Вырастало горе-горючее!

1856
Положено на музыку Ц.А. Кюи и С.В. Рахманиновым.
***

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой покатились слёзы;

Ты не плач, берёза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечишься к лету,

Будешь красоваться, листьями убрАна…

Лишь больное сердце не залечит раны!

1856
Положено на музыку А.Т. Гречаниновым, М.М. Ипполитовым-Ивановым, В.И. Ребиковым и Н.М. Стрельниковым.
Сам же автор перевёл это стихотворение на немецкий язык.
***

Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре,

О, не грусти, ты всё мне дорога,

Но я любить могу лишь на просторе,

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.
Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночИ,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам её светила

Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их разыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струёю хладной

И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздроблённой

И тихий шёпот вербы над ручьём,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звёздный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы в мире не сольём.
Но не грусти, земное минет горе,

Пожди ещё, неволя недолга –

В одну любовь мы все сольёмся вскоре,

В одну любовь, широкую, как море,

Что не вместят земные берега!

1858
Положено на музыку П.И. Чайковским.


Добавить комментарий