В Номере:
А.К.Толстой
Т. Буевич
……………………………Алексею Константиновичу Толстому.
Как ширь…В Номере:
А.К.Толстой
Т. Буевич
……………………………Алексею Константиновичу Толстому.
Как ширь небес светил полна!
Они сверкают и смеются,
Так и поэтов имена
На землю вдохновеньем льются.
И есть там звёздочка одна
Среди других, ярка сияньем;
И так чиста, тепла она,
Такое дарит обаянье!
Не за размеры любим мы,
За то, что сердце согревает,
И, словно древние псалмы,
Восторгом душу наполняет.
Как я люблю Вас, граф Толстой!
За ваши цветики степные,
За то, что вместе Вы со мной
В любви к томящейся России,
За то, что так же, как и Вы
Любить могу я лишь на воле,
За то, что так же мне слышны
Звук кандалов и песня в поле.
………………….Т. Буевич
Творчество графа Алексея Константиновича Толстого разнообразно: он был выдающимся русским лириком, автором исторического романа и своеобразных былин, драматургом и сатириком. Очень многие его стихотворения положены на музыку и известны как классические русские романсы.
Родился он 24 августа 1817 года в Петербурге. Родители его сейчас же после рождения сына, разошлись, и будущий поэт был увезён матерью в Черниговское имение Разумовских, к роду которых она принадлежала.
Литературные склонности у мальчика проявились рано, замечать их стали чуть ли не с шести лет. В десятилетнем возрасте Алексей Толстой впервые побывал с матерью за границей. В Веймаре они нанесли визит Гёте. Незабываемые впечатления остались у поэта и от поездки по Италии.
В 1834 г. Толстого определили «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности «архивных юношей» из знатных дворянских семей входили разбор и описание древних рукописей. С 1837 г. Толстой служит в русской миссии при германском сейме во Фракфурте-на-Майне.
Красивый, обаятельный и остроумный молодой человек, одарённый незаурядной памятью, прекрасно образованный и одарённый огромной физической силой, Толстой делил своё время между службой, светским обществом и занятиями литературой. К началу сороковых годов относятся его два фантастических рассказа, написанные на французском языке. В 1841 г. он впервые выступил в печати, издав повесть «Упырь». Изредка он начинает печатать свои стихи и в это же время начинает наброски к роману «Князь Серебряный».
***
Колокольчики мои,
… Цветики степные!
Что глядите на меня,
… Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
… В день весёлый мая,
Средь нескошенной травы,
… Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
… НА поле открытом;
Он вас топчет под собой,
… Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
… Цветики степные!
Не кляните вы меня,
… Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
… Рад промчатся мимо,
Но уздой не удержать
… Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой.
… Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
… А куда? не знаю!
Он учёным ездоком
… Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
… Вырос в чистом поле;
И не блещет, как огонь,
… Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь.
… Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!
… Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
… К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
… Радостью ль? Кручиной?
Знать не может человек –
… Знает Бог единый!..
Упаду ль на солончак
… Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
… С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
… Лёжа под травою,
И меня догонит вдруг
… Медною стрелою?
………………..
………………..
1840-е годы.
В 1850 г. будучи в командировке в Калуге для проведения ревизии, Толстой близко сошёлся с Гоголем.
К первой половине пятидесятых годов относится возникновение Козьмы Пруткова. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его кузенами Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самодовольного бюрократа Николаевской России.
В ту же зиму Толстой встретился на маскараде в Петербурге с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился страстно. Этой встрече посвящено стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» (1851), ставшее известным романсом П.И. Чайковского.
Они сошлись, однако браку их было много препятствий, и пожениться смогли только через 13 лет. Толстой называл жену своим лучшим и самым строгим критиком; вся его любовная лирика посвящена ей.
***
Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?
Ты не спрашивай, не распытывай:
Что сестра ль ты мне, молода ль жена
Или детище ты мне милое?
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистОм полЕ,
Много звёзд горит по поднЕбесью,
А назвать-то их нет умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
Октябрь 1851г.
Это стихотворение было положено на музыку А.К. Лядовым и А.С. Аренским.
***
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты –
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…
1852
Положено на музыку Н.А. Римским-Корсаковым, А.Г. Рубинштейном и С.И. Танеевым.
***
Меня, во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь её лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздаётся,
Как сердце каменное гор
С любовью в тёмных недрах бьётся,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струёй подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что всё рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждут снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
1851
КОЛОДНИКИ.
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,-
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперёд тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
«Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!»
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, — а цепи
Дорогу метут да метут…
Стихотворение было одной из популярнейших песен политической каторги и ссылки; положено на музыку А.Т. Гречаниновым.
Как флигель-адъютант Толстой часто бывал при дворе, однако служба тяготила его, он хотел всецело отдаваться творчеству; только в 1861 году ему удалось добиться отставки. В письме к Александру II он писал: «Я думал… победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство совместимы».
Он поселяется в деревне: живёт то под Петербургом, то в Черниговской губернии, печатается преимущественно в либеральном журнале «Вестник Европы», и всё более чувствует себя социально одиноким. В одном из своих писем 1969 года он пишет Маркевичу: «Русская нация сейчас немногого стоит… Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне:«Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» — я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!»… И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».
В печати одна за другой появляются его три пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иванович» и «Царь Борис». В это же время написаны наиболее значительные из его сатир, направленных как против сторонников революции, так и против официальной бюрократии.
Жил он широко, был щедр, добр к крестьянам, но своим имением никогда не занимался и разорился. В последние годы жизни он много и тяжело болел. Умер Алексей Константинович 28 сентября 1875 года.
***
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
1856
***
Уж ты, нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого,
Не связать тебя всю во единый сноп!
Уж вы думы мои, думушки,
Не стряхнуть вас разом с плеч долой,
Одной речью-то вас не высказать!
По тебе ль, нива, ветер разгуливал,
Гнул колосья твои дО земли,
Зрелы зёрна все размётывал!
Широко вы, думы, порассЫпались…
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе-горючее!
1856
Положено на музыку Ц.А. Кюи и С.В. Рахманиновым.
***
Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой покатились слёзы;
Ты не плач, берёза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрАна…
Лишь больное сердце не залечит раны!
1856
Положено на музыку А.Т. Гречаниновым, М.М. Ипполитовым-Ивановым, В.И. Ребиковым и Н.М. Стрельниковым.
Сам же автор перевёл это стихотворение на немецкий язык.
***
Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре,
О, не грусти, ты всё мне дорога,
Но я любить могу лишь на просторе,
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночИ,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам её светила
Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их разыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струёю хладной
И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздроблённой
И тихий шёпот вербы над ручьём,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звёздный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы в мире не сольём.
Но не грусти, земное минет горе,
Пожди ещё, неволя недолга –
В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь, широкую, как море,
Что не вместят земные берега!
1858
Положено на музыку П.И. Чайковским.