Никто не хочет возврата в Крым яворивщины!

После большого перерыва, меня, похоже, решили вернуть в орбиту литературного актива Крыма.

Решили, но только после того, как все портфели были поделены, и должности распределены.

Меня,…После большого перерыва, меня, похоже, решили вернуть в орбиту литературного актива Крыма.

Решили, но только после того, как все портфели были поделены, и должности распределены.

Меня, одного из старейших (по стажу) члена Союза писателей (крымского старожила этой организации, скажем так). А был я принят в это творческое объединение еще в 1982 году – тогда оно называлось Союз писателей СССР. После распада страны распалась и эта, вторая в мире по численности (после китайской) литературная организация. Правда, распад этот начался еще в годы перестройки. Причина была. И я называю ее идейно-меркантильной. Часть прозападно настроенных литераторов, озаботились собственностью Литературного фонда СССР. Тогда баснословно богатой организации. Говорили, что казна ее равнялась, а порой и превышала бюджет отдельно взятой какой нибудь не слабой федеративной единицы тогдашней России.

Лихие ребята из правления большого СП отмежевались от «патриотов» и создали Российский Союз писателей. Стали выпускать журнал «Апрель», потребовали раздела материальной части писательской организации, то бишь Литфонда. Началось перетягивание каната.

В результате этой позорной борьбы литфондовская казна стала худеть. А с распадом СССР ее принялись растаскивать, и открыто, и беззастенчиво. Унесли, что смогли и украинские собратья по перу. Тогда в «незалэжной державе» на Дома творчества наложили лапу председатель Национального союза писателей Украины (НСПУ) Яворивский и его Ко.

Жадный и бессовестный, прикрывающийся писательским билетом, этот стукач КГБ фактически сделал украинскую часть собственности литфонда своей вотчиной. Стал качать оттуда гроши и не только на харчи хороши. Частные предприниматели получили от него доступ к неприкосновенной до того момента территории Коктебельского Дома творчества. И сразу же нарушили все условия Договора с НСПУ,то есть с Яворивским. Например, снесли существовавшие там коттеджи и на их месте построили минигостиницы. Сегодня, чувствуя, что над их, не законно обретенной собственностью, расползающейся на чужой земле, нависла опасность экспроприации, они лихорадочно активизировались. Строительные работы возобновились с новой силой. Под шумок срок договора, который простирался только до 2017 года, они продлили до 2055 года.

Все это время я, молча, наблюдал за всем этим беспределом. И чем глубже пытался вникнуть в его суть, тем больше «открытий чудных» узнавал мой непосвященный ум.

Оказалось, что опять же под шумок общественная организация «Союз писателей Крыма», созданная покойным Леонидом Панасенко, сумела каким-то макаром под себя перерегистрировать Дом творчества в Ялте. Вероятно, они поделили сферы, договорившись с Яворивским. Но никакой пользы для крымчан Панасенко от этого своего шага так не поимел. Яворивский наложил лапу и на ялтинскую собственность. А чтобы Панасенко и еже с ним не шумели, выделил в одном из корпусов номерок с видом на море.

Самоуправство и откровенное воровство Яворивского, теперь прикрывающегося значком народного депутата, продолжалось довольно долго. За это время он сдал под бизнесофисы большое помещение издательства «Радянський письменник», а здание на Банковой, где размещалось правление СПУ, превратил в свою крепость, где и отсиживался безвылазно, после того, как возмущенные таким свинством писатели Украины собрались в Киеве, чтобы лишить его админполномочий. Там и тогда мы его переизбрали. С чем он, разумеется, не согласился, потому и не стал передавать дела новоизбранному руководству, и занял выжидательную позицию. Он своего таки дождался. Как только к власти пришел Ющенко, все усилия революционной части писателей Украины были тут же перечеркнуты. И тут же почалась первая в истории Ukraine люстрация. По-русски это называется «расправа»

В знак наказания Яворивский исключил многих своих «оппозиционеров» в том числе и крымскую делегацию, которую возглавляла Галина Хмелевская, в составе которой был и мой друг Валерий Басыров. Он — то и стал последовательным и непримиримым борцом с яворивщиной (яворовщиной), А именно, выпустил одну за другой книги, разоблачающие эту одиозную фигуру. В обоих сборниках документов были опубликованы и мои статьи о том, как и зачем Яворивский приезжал в Крым, когда местную организацию возглавляли Влад Бушняк (официально) и профессор В.П. Казарин (подкожно). Итогом того визита стал беспрецедентный прием в НСПУ (гамузом!) сразу 60 сторонников перемен, которые тут же при попустительстве бушняковской команды развернулась с новой силой. Сделано это было лишь для того только, чтобы получить перевес голосов. Нас, кто противился таким переменам, в то время в крымской организации было около 50 человек.

Так они победили и числом, и подлым расчетом. (Но не окончательно. История рассудила нас 16 марта с.г.)

Насытившись, Яворивский отвалился. К власти в НСПУ пришли никому неведомые литераторы, которые первым делом явились в Крым. И тут началось то, что мне сразу же не понравилось.

Их принимал исключенный из писательских рядов Басыров. То есть на тот момент для киевской делегации никто. Вскоре выяснилось, что Басыров восстановлен в членстве. А все остальные, то есть те, с кем Валерий Магафурович был изгнан «за нарушение «Устава», так и остались не реабилитированными.

Когда же я пытался выяснить у бывшего товарища по борьбе судьбу остальных невинно пострадавших, он отвечал невнятными обещаниями похлопотать и об других. А я понимал, что никто нас восстанавливать не собирается. Полагаю, что Басыров новому руководству понадобился как писпред в Крыму, поскольку человек он деятельный и духом сильный. Хозяйство, оставшееся на полуострове, порушенным и пограбленным могла бы восстановить только такая личность.

До ухода Крыма в Россию работы в этом смысле, похоже, никакой не велось. Не нашлось дураков, которые с готовностью бросились бы ублажать амбиции нового руководства НСПУ.

Когда же забрезжила надежда для местных стать безраздельными хозяевами «майна», возникла басыровская команда и молниеносно активизировалась. И зарегистрировала Литфонд Крыма. Осечка вышла в Москве. Там на самом верху случилась аналогическая проблема. Некий Переверзев, со своей Ко, делая мину в ходе хитрой игры по «возрождению», почти угасшего прежнего литфонда, в свою, разумеется, пользу, создав частное предприятие. Бизнесмен этот получил по рукам. Сейчас его вопросом занимаются юристы. И, понятное дело, этому Ивану — недураку теперь не до крымских своих единомышленников.

Почему меня это так заводит?

Уточняю. Заводит не только то, что после исключения меня из НСПУ (не без участия некоторых литераторов, ставших у руля только что возникшей местной организации СП России), я оказался демонстративно в течение 10 лет игнорированным. Конечно же, я был крепко этим обстоятельством огорчен, ибо часть из этих гонителей принималось в СП СССР, а затем СП России по моим не только рекомендациям, но и ходатайству.

Полагаю, меня избегали, быть может, из чувства стыда. Полагаю, что меня опасались как соперника на руководящую должность. Ведь в отличие от них я был хорошо известен в России. Три десятка книг, половина из которых вышла в Москве, это вам не халам-балам. Этих людей я понимаю и давно им все простил. Просветление пришло легко, быть может, потому что к руководству я не рвусь. Не рвался всегда и по разным причинам. Первая, пока есть порох в пороховницах, я с переменным успехом воюю с ленью – пишу, сочиняю, творю… Что никак невозможно для меня согласовать с чиновными обязанностями. И другое. Боже, такая тоска все эти заседания-совещания, такой парад амбиций и прочей фанаберии, что не знаешь смеяться тебе навзрыд или рыдать и плакать.

Не прощаю я (пока?!) предательства, которое усматриваю в следующем…

Отбросим незаконность потуг по созданию литфонда в Крыму. Посмотрим на эти суеты с обывательской точки зрения. И спросим. Откуда такая казна образовалась у Литфонда СССР? Им были построены десятки Домов творчества, в которых круглогодично сочетали отдых, пьянку и вдохновение наши корифеи. Столичного уровня – в наилучшие месяцы, местные, когда получится. Я, например, так ни разу и не удостоился даже такой возможности, не говоря уже о квартире за счет литфонда. Хотя моя лепта в литфондовской копилке есть. Прикинуть ее объем не трудно. Автор получал с дохода от книги только 10%. Остальное делили меж собой издательства и Литфонд. На эти деньги вознесенки-евтушенки ездили по заграницам. Содержались газеты и журналы. Избранные письменники получали квартиры, в том числе и для детей, и для внуков. Строили себе дачи, лечились… Здравоохранительные учреждения СП СССР – тоже возводились, модернизировались и содержались на наши, писательские, «непосильным трудом заработанные» денежки…

Ну и вот. В Крыму начинается компания по воссозданию изобильной этой кормушки. И занимаются этим нехилым делом те, от творческих усилий коих ни копейки в литературный общак никогда не упало. Не их вина. Они стали издаваться уже после того, как наш Литфонд впал в кому. Да и издаваться они стали за свои кровные или спонсорские… Какой может быть с этого бездоходного дела взнос?!

Еще раз – ну и вот. Ни меня, ни других крымских литераторов, таки внесших вклад в Литфонд СССР, академики (для справки! все они – члены доморощенной крымской так называемой Литературной академии) даже в известность не поставили.

Сегодня между вновь созданной Басыровым и его Ко альтернативной и вышеназванной Крымской организацией СП России возникло болезненное недомогание. Их терзает вопрос – кому достанутся Дома творчества или хотя бы то, что от них осталось?!

Что борьба эта бесперспективная, товарищи не понимают. А я не сомневаюсь, что в кашу эту никто из крымского руководства, к которому они стремятся попасть (кто вперед?) на собеседование, не полезет. Причины разные одна из них, на мой взгляд, весьма уважительная. Начальству в данной ситуации не виднее. Начальство не сможет сделать выбор, потому что не понимает, кто из этих сторон более достоин развивать или добивать эту конпродуктивную идею возрождения Литфонда в Крыму.

И что прикажите делать с Домами творчества в таком случае?! Ведь на проценты от доходов многое можно. Например, 1) помогать бедным (нищим литераторам), лечить одиноких и престарелых, покупать жилье для бездомных, выпускать газеты и журналы, издавать коллективные сборники, ездить в командировки, учреждать премии, награждать за ударный труд премиальными; получать, в конце концов, зарплатню!

А теперь прикиньте, как поживился Яворивский и его Ко, эксплуатируя только крымское писмайно?! По Ukraine таких Домов творчества не один, ни два… было. Не скажу, сколько их было всего, не знаю и теперешней судьбы их.

Ладно! Что было, то ушло. Отрубая бошку, по завивке не плачут!

И все-таки, выход, как мне кажется, есть. Гордиев этот узел рубить не треба! Не хотят литераторы Крыма промеж собою дружить и не надо. Мне, к примеру, было бы западло с некоторыми их них даже числиться в одной организации. И не только потому, что я о себе исключительного мнения. Но и потому, что сужу о достоинствах этих людей по их недостойному поведению и в творчестве, и в социуме, и по вкладу их в общественные дела, и в собственную кишеню.

Какой же выход?

Далеко ходить не зову.

Просто предлагаю оборотить взоры в сторону Артека, который получает президентский статус.

По примеру, который демонстрирует Москва, следует перевести крымские литературные и другие Дома творчества под эгиду крымского правительства, оставив доходы от их хозяйственной деятельности в пользовании профессионально работающих писателей, то есть местных членов Союза писателей России. Такой шаг всех бы помирил раз и навсегда. Хочешь пользоваться этим благом, трудись, вступай в СП РФ. Таким образом, все эти дутые писательские союзы Крыма снова бы превратились в литературные объединения для любителей и начинающих. А для зрелых, творчески работающих старателей слова, поучивших билеты Союза писателей России, открылся бы доступ в его святая святых.

25.10.14


Добавить комментарий