Ильдар Ханов (Пророческий дар художника).
«Цель жизни: духовная практика, лечение, гуманизация пространства, создание Вселенского храма, жить на пределе творческих возможностей»….Ильдар Ханов (Пророческий дар художника).
«Цель жизни: духовная практика, лечение, гуманизация пространства, создание Вселенского храма, жить на пределе творческих возможностей». Ильдар Ханов.
Искусство большого художника – над временем. Вскрывая самую суть бытия, оно обращается к каждому человеку, перешагивая границы времени, не умещаясь в рамках жанра, направления, идеологии, национальности.
Таким художником является Ильдар Ханов. Его наследие многообразно: скульптура, станковая композиция и монументальная живопись, витраж, мозаика, книжная графика, садово-парковый дизайн и зодчество, поэзия. Венцом его миросозерцания и философских исканий, особой миссией в жизни был проект так называемого Вселенского храма — точнее, архитектурного символа религиозных конфессий человечества, который он мыслил как часть комплекса, объединяющего символические храмы, при котором должен был быть открыт детский реабилитационный центр. Архитектурный проект, включавший в себя здания реабилитационного и культурно-эстетического центров, парковую зону, с набережной на берегу Волги и непосредственно храмовый комплекс — был поистине впечатляющий. В первоначальном замысле было 16 храмов, представлявших не только ныне существующие, но и исчезнувшие религиозные системы, например,древнеассирийкую. Замысел грандиозный и неподъемный для одного человека. Этот проект был культурологическим феноменом, уникальным и бесценным. Я бы назвала его живым музеем и даже институтом религиоведения.
Вектором практической деятельности Ханова был поиск внутреннего совершенствования человека. Им действительно осуществлялась некая философская идеалистическая концепция, сродни утопической идее Города Солнца Томмазо Кампанеллы. Воплощению этого замысла и была посвящена жизнь. Закономерным фактом является и его встречи со Святославом Рерихом и с Джавахарлалом Неру, которые весьма способствовали укреплению его намерения осуществить этот невероятный замысел.
Выпускник Казанского Художественного училища(1960 год), Ильдар Ханов продолжил свое образование в Московском академическом институте им. В. Сурикова, который славится своей крепкой традицией в живописи и рисунке. Не будем забывать, что советская школа монументальной живописи является одной из сильнейших в мире, ее отличает пластическая мощь, динамика композиции, отточенный язык обобщения форм, реалистическое мастерство в сочетании с остротой образа. Все это всецело присуще произведениям Ханова. Близок художнику оказался и пластический язык Давида Сикейроса, с которым он общался.
Сегодня, как никогда, актуальны его работы, посвященные теме войны и самоистребления человечества. Прежде всего, это триптих \»Апокалипсис\» (годы создания 1965-1967). Особенно, его левая часть, \»Хиросима II\», которую отличает предельная цельность и пластичность монументального языка. В этом полотне особенно ярко выражена мысль о единстве человечества перед лицом гибли. «Хиросима II» — образ любви, возвышающий человека над инстинктом самосохраниения. Масштаб трагедии 6 августа 1945 года понимаешь, только когда видишь фотографии и кадры кинохроники с места ядерного удара. Могли ли мы предполагать, что призрак пожара атомного противостояния снова нависнет над человечеством в XXI веке… Но художник – пророк, ему дано видеть то, что скрыто от современников.
Ильдар Ханов был личностью крупного масштаба. Это качество присуще и его произведениям. В них живет поистине взрывная мощь и титанический дух — бескомпромиссный, цельный и мужественный. Яростная энергетика – характерная составляющая его работ, их узнаваемое свойство. Метод художника был далек от сусальности и поныне вызывает споры. Его путь – это эксперимент очищения до предельных основ, до «арматуры» духа. Безусловно, Ильдар Ханов был одним из самых ярких монументалистов своего времени и недооценен в этом качестве современниками.
К несчастью, часть его станковых произведений, рельефов, скульптурных композиций безвозвратно утрачена: больше не существует огромный рельеф, одушевлявший монолит Дома молодежи Казани (создан в 1975 году). Демонтирован рельеф «Бауман» (1970) — бывший Дом просвещения, Казань. В 2003 году снесена декоративная композиция с фонтаном в саду генерал-майора Алексея Лецкого. Осыпается смальта композиции фонтана «Пробуждение» в городе Набережные Челны. Другое произведение — декоративный фонтан «Метеорит» у гостиницы «Татарстан» (поселок ГЭС), требовавший реставрации смальтового покрытия, согласно публикации в «Челнинских известиях» за 5.07. 2013, был демонтирован. В результате переоснащения помещения Клуба Меховщиков (Казань) огромное мозаичное полотно в холле потеряло обзор, что нарушило логику восприятия монументального произведения. Так же пострадали витражи клуба: теперь окна здания замурованы, а без подсветки витраж попросту мертв. Трагична судьба полотен Ханова. Большая часть их (в том числе триптих «Апокалипсис») погибла в пожаре в 1998 году и сохранилась только на фотографиях и электронных носителях. Эти произведения были свидетельством времени, грандиозной сагой борьбы и страдания человечества, образом XX века — и в этом качестве представляют мощный цикл, который все еще ждет своего осмысления.
И наш долг сегодня – сохранить то, что еще осталось, и передать это следующим поколениям.
сентябрь 2014 г.