ПАЛОМНИЧЕСТВО НА МОГИЛУ СТАРЦА.
56-летняя внучатая племянница старца Н.А.Селезнева рассказывала: «Сколько с детства помню, когда мы приходим на кладбище, на могилке отца Сергия…ПАЛОМНИЧЕСТВО НА МОГИЛУ СТАРЦА.
56-летняя внучатая племянница старца Н.А.Селезнева рассказывала: «Сколько с детства помню, когда мы приходим на кладбище, на могилке отца Сергия всегда – люди, много людей. Там они читают молитвы, поют духовные песни. Иногда мы постоим, постоим, так и не можем подойти» (док. № 3). Паломники со всего Куз-басса, не говоря уж о жителях Ленинска-Кузнецкого, просят на этой могиле здоровья и помощи в житейских делах, уносят с собой горсточку земли с могилы.
«Пойдите на кладбище, – говорила Г.М.Ревина, подростком немало общавшаяся со старцем и его помощницей Ульяной. Там, на его могиле, и в оградке, и за оградкой, всегда много народу. Приходят, поют, читают молитвы. У меня родственники недалеко захоронены. Иду к ним на могилку, а у старца всегда много народу, в оградку даже не входят. Его могилку только подсыпят, а люди земельку разносят в горсточках» (док. № 16).
Внучатый племянник старца А.А.Селихов (1957 г. р.) утверждал: «Раньше, когда приезжали на могилку, то видели большие ямы на ней. Это паломники землю по горсточке уносили. Приходилось ямы засыпать. Вёдрами землю таскали. Это сейчас как-то спокойней стало, а когда на могилах не было кафеля … . Что твори-лось!» (док. № 4). «Сколько себя помню, – говорил внучатый племянник В.Г.Силаков, – на Родительский день на могиле всегда народу много было. Церкви в Ленинске своей не было, так, из Белово батюшка специально приезжал на молебен. Помню, что землю мы всё время подсыпали, люди растаскивали её» (док. № 61).
Студентка Е.А.Домченко, чей дед лично знал старца, рассказывала: «На могиле отца Сергия растёт берёза , в ней дупло. Люди оставляют в этом дупле записочки со своими просьбами. Это уже традиция, как бы Небесная почта. Кору с дерева снимают. Многие мои знакомые рассказывали, что когда начинает сильно болеть голова, то они прикладывают кору или земельку с могилы и получают облегчение» (док. № 5).
Очевидцы утверждают, что их прошения в тех записочках исполняются. Журналистка С.Л.Борисова рассказала исследователям о пяти своих просьбах, оставленных в записке. Одна просьба, по её словам, исполнилась тут же, о чём она узнала из телефонного звон-ка, поступившего ей, пока она была ещё на могиле. В исполнении другой просьбы убедилась уже дома. Муж сказал, что ему «почему-то» сказали о выплате за договорную работу сумму в два раза большую. Сохранилась, как она и просила, её детсадовская группа на дому как матери шестерых детей (пятеро – своих, один – приёмный) (док. № 13).
Монахиня Евдокия (1941 г.р.) вспоминала: «Знала об отце Сергии по рассказам людей. Говорили, что всем очень помогает. Пришла и я на его могилку. Попросила благословения в устройстве на работу. Меня же никуда не принимали по инвалидности. Попросила его о работе, а тут вскоре и случилось, слава Богу, строительство нашего монастыря. Я в нём – с самой первой службы. Я всегда знала, что в монастырь попала с благословения отца Сергия» (док. № 10).
Пожалуй, самым эмоциональным в помощи по болезням был рассказ Веры Сергеевны N, у которой в пяти беременностях замирал плод, и она уже отчаялась. По совету своего духовного отца иерея Александра молилась на могиле старца, просила хотя бы о приёмном ребёнке, легко его получила, вскоре забеременела и родила здоровую девочку. «Ну, и скажите теперь, – восклицала она, – как отцу Сергию не верить?! Я внутренне уверена, глубоко и искренне убеждена, что мне помог отец Сергий. Никакого другого объяснения нашему счастью иметь детей я найти не могу. А я и не хочу искать. Спасибо отцу Сергию за родненького сыночка и дочку. Я его фотографию в комнату детям поставила. Это сейчас я вам почти спокойно рассказываю про всё это. За год я как-то немного успокоилась. А в прошлом году меня зашкаливало, я была в шоке от чудес, происходящих с нами благодаря отцу Сергию, благодаря его предстательству за нас к Богу!» (док. № 66).
Племянник старца А.А.Селихов рассказал: «У меня своих историй помощи отца Сергия много. Старшая дочь попала в страшенную аварию. Когда узнал про аварию, я помчался туда. Ехал три часа и всё время просил отца Сергия о помощи. Приехал, а они живы. Машину сдали потом в металлолом, на ней живого места не было. Приёмщик удивился, что пассажиры машины остались живы. Мы все знали, что это отец Сергий их спас… Он нас, как будто, за руку ведёт. В 90-е годы я был дальнобойщиком, на дальние расстояния возил продукты. Тогда такие машины бандиты бомбили, водителей убивали. Я еду и молюсь, прошу отца Сергия заступиться. Так отъездил благополучно семь лет» (док. № 4).
Многие наши респонденты говорили о необычностях, наблюдавшихся ими на могиле старца. Иерей Михаил Казанин из Кольчугинского Свято-Серафимо-Покровкого монастыря рассказывал: «Во время нашей молитвы случилось, как мы поняли, необычное. Могилка отца Сергия находится недалеко от края кладбища, и дома стоят совсем рядом. Из них звучала громкая современная назойливая музыка. Но, как только мы стали читать акафист, эта надоедливая музыка резко прекратилась. И до тех пор, пока мы не вышли с кладбища, музыки не слышно было. Это заметили все присутствующие, поскольку «выключение» музыки произошло столь явно и по всеобщему нашему желанию. Мы очень не хотели при акафисте слышать что-то отвлекающее» (док. № 15).
«Случилось так, что я сильно заболела, – говорила «канадская» двоюродная правнучка старца Т.В.Оранчук. – Ну, что теперь сделаешь? Я – к отцу Сергию, к нему, родному. Я знаю, что отец Сергий не оставит меня. Я выкарабкаюсь.… Я каждый год ездила в Кемерово. И всегда на могилку к отцу Сергию в Ленинск. Год проживу в заграницах и – на Родину, отдышаться, посмотреть на родные лица русских людей…» (док. № 50).
Если уж земля с могилы, по убеждению верующих, и даже кора надмогильной берёзы обладают чудодейственной силой, то что говорить о кресте. История со сменой крестов на могиле старца потребовала от нас уточнения. Монахиня Кира (Кадетова) – автор келейного акафиста старцу Сергию, поведала о существовании нескольких версий их смены. По её мнению: «…Самый первый (старый) крест сейчас находится в Свято-Серафимо-Покровском монастыре. Батюшка Василий Лихван вместо него поставил новый крест, а потом, через год-два, его поменял, а предыдущий забрал в свою церковь» (док. № 2). Протоирей Сергий Плаксин – строитель Свято-Серафимо-Покровского монастыря, не помнит, какой по счёту там крест – второй или третий, но помнит, что смену одного из них он сам благословлял (док. № 33).
По версии отца Михаила Казанина, священника этого монастыря: «Первый крест находится в храме Иоанна – Воина в Новокузнецке у отца Василия Лихвана. А тот, что вы видели в нижнем храме нашего монастыря на клиросе, это – второй крест. Сейчас на могиле стоит третий крест» (док. № 15). Отец же Сергий Плаксин утверждал, что в монастыре «хранится крест схимонаха отца Николая – старца Глинского».
Один крест действительно сейчас находится в храме Иоанна – Воина в Новокузнецке, настоятель которого отец Василий Лихван известен своими отчитками бесноватых. Об отце Василии и его храме есть книга новосибирского писателя Сергея Панфилова , снят документальный фильм «Бесы».
Но крест этот, увы, не первый, а второй. На фото похорон старца крест других очертаний. Внучатая племянница старца Н.А.Селезнёва говорила, рассматривая это фото: «Обратите внимание…. Видите, какой здесь крест. На нём нет дощечек, опускающихся с вершины креста на верхнюю поперечину. А на кресте, который увезли в Новокузнецк и который мы много раз перекрашивали в зелёный, белый, голубой цвета, такие дощечки были. Такие же дощечки домиком были и на кресте Августы, это я хорошо помню, сама много раз их красила. Вот и скажите, когда убрали самый первый крест с могилы старца, поставленный в день его похорон? Я думаю, это сделали тогда, когда Августа умерла. Ведь она умерла позднее его. А у бабы Дуни (она умерла в 1954 г.) крест сменили только в 2000-е годы, когда комплексно оборудовали все три могилы» (док. № 60).
На кресте, который мы обнаружили в храме Иоанна – Воина, действительно просматривается не менее 5 слоёв краски: тёмно-синей, светло-синей, голубой, зелёной, белой. Тяжёлый по весу крест сделан из лиственничного бруса, красноватого на срезе. Внучатый племянник старца В.Г.Силаков внёс ясность в судьбу первого и второго креста: «Это мой отец менял крест дяде Сергею и поста-вил крест с домиком, который потом в Новокузнецк увезли» (док. № 61).
Как рассказал отец Василий, поставивший третий крест, о старце Сергии он узнал от прихожанки Александры, регулярно приезжавшей к нему на отчитку из Белова. Она показала ему фотографию старца с нимбом над головой. «Эта-то фотография старца Сергия меня очень поразила, – вспоминал отец Василий, – и мы решили поставить новый крест на его могиле. …Погода стояла тихая-претихая. Но когда освящали крест, поднялся сильный ветер, деревья и всё кругом начало качаться, всё как-то стало кружиться. Возникло такое ощущение, что нам надо побыстрее уйти оттуда. А когда закончилась молитва на освящение креста, всё разом стихло. …Одна женщина из наших прихожан вдруг резко закричала не своим голосом: «Вот ещё, повезут бомбу в Новокузнецк!». … Я тогда очень удивился её словам о бомбе, которой для бесов был крест с могилы старца Сергия. И говорила-то она, повторюсь, не своим обычным голосом, а каким-то необыкновенным. Кто бывает на отчитках в нашем храме, не раз могли слышать, когда женщины между собой разговаривают мужскими голосами. Это не женщины разговаривают, это – тот, кто в них сидит» (док. № 34).
Отец Михаил Казанин рассказал про душевно больную женщину (по его словам, бесноватую), которая вместе с учениками воскресной школы пришла на могилу старца: «….При подходе к могиле отца Сергия стала кричать, что крест этот она сейчас вырвет, «я ему сейчас покажу», «я ему сейчас дам»…. Какая-то неведомая сила откинула женщину от оградки. Она упала, села, понять ничего не может, встала, кинулась к кресту, а её опять отбросило. Села, заплакала, успокоилась» (док. № 15).
Отец Сергий всегда говорил одну интересную фразу: Если ГОСПОДЬ захочет вам помочь, то и я помогу. То есть всё в жизни он полагал на ВОЛЮ БОЖЬЮ.