Пройдя свой путь уж больше половины,
Брожу, как Данте*, в сумрачном лесу
Порой, теряя след во тьме долины…
…Сюжет поэмы** в памяти несу
Мечтой…Пройдя свой путь уж больше половины,
Брожу, как Данте*, в сумрачном лесу
Порой, теряя след во тьме долины…
…Сюжет поэмы** в памяти несу
Мечтой поэта — вывести всех к свету
Примером личным — счастья торжеству!
Его стремление не канет в Лету***-
Спасенья путь прочерчен на века,
И Херувимами давно воспето…
Его идея мне понятна и близка —
Утратив совесть, жизнь предстанет адом,
И потечёт кругами адова река.
А счастье (знал поэт) возможно, рядом —
Освобожденье от пороков путь —
Ведёт к сокровищам — духовным златам!
Любовью сущей наполняет грудь,
Гармонией и Светом провиденья,
И потому — божественна поэмы суть!
*Данте Алигьери (1265-1321)- великий поэт и мыслитель, предвестник эпохи Возрождения, родился во Флоренции. \»Божественную комедию\» — поэму Данте написал в период с 1307 по 1321 годы (14 лет). Данте было 42 года и писал он поэму до конца жизни.
Данте мечтал о счастье человека, чтобы каждый мог принести душу чистой к подножию Божию. В \»Божественной комедии\», которую я недавно прочла, хорошо описано, что каждый на этой земле проходит испытания, \»сумрачный лес\» сомнений, терзаний и горя, каждый может оказаться в \»пожираемой пасти\» своих грехов и несовершенства, каждый проходит свои круги \»хождения по мукам\».
В связи с \»Божественной комедией\» существует некая мистическая теория: Ад — это наше воплощение на Земле. Души, которые не могут пройти Чистилище постоянно возвращаются на Землю. Если только искупаешь свои грехи — идешь дальше. Если задуматься, то в этом есть доля правды. Любые испытания, которые нам посылаются радостью, горем, властью, деньгами, страданием — это определенные круги Ада, хорошо описанные Данте. В иносказательном смысле вывод «Божественной Комедии» — человек, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, подлежит награждающему или карающему Правосудию. Цель поэмы — вывести людей из их бедственного состояния через оставление грехов к состоянию блаженства.
**Краткий сюжет \»Божественной комедией\»
Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути (после смерти возлюбленной Беатриче), заблудился однажды в \»сумрачном лесу\» сомнений, терзаний и горя.
Чистота и любовь Беатриче удерживали его от грехов, но теперь грехи побеждают. Данте изображает это как собственную с тремя дикими и ужасными зверями, львом, пантерой и волчицей. И спасти от смерти в пасти этих зверей Данте может только Беатриче. Она просит у Бога, чтобы Данте еще при жизни показали, как мучаются в аду грешники, и тогда он перестанет грешить.
Проводником Данте по аду становится римский поэт Вергилий, которого Данте считает своим учителем в поэзии. Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он уже без сомнений и трепета отдается руководству поэта.
В иносказательном смысле сюжет «Божественной Комедии» — человек, поскольку, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, он подлежит награждающему или карающему Правосудию; цель поэмы — «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства».
Структура «Божественной комедии»
«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нём не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк, три кантики Комедии и каждая из кантик кончается тем же словом: звезды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; семь уступов Чистилища и девять небесных сфер. Число три и его производное, девять, царит невозбранно.
Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).
Во всём сознательная, таинственная символика.
Числовая гармония \»Божественной комедии\» поражает: Беатриче появляется в произведении в 30 песне \»Чистилища\» (3 и 10), то есть в 64 песне от начала (6 и 4 в сумме 10). До нее — 63 песни, а после нее — 36.
Весь загробный мир очутился законченным зданием, архитектура которого рассчитана во всех подробностях, определения пространства и времени отличаются математическою и астрономическою точностью.
\»Комедия\» имеет несколько слоев: это и личная драма поэта, и аллегорическое описание истории Флоренции, и описание мира: в первой части Данте рассказывает о неорганической природе, в \»Чистилище\» — о живой природе, а свои метафизические взгляды излагает в \»Рае\».
Путешествие поэта по трем мирам — это символический путь человечества в его стремлении к истине.
***Лета -в греческой мифологии река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии вподземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение \»кануть в Лету\» употребляется в значении: навсегда исчезнут, быть забытым.