Грани Истины-22

ГРАНИ ИСТИНЫ
(Повествование в монологах и стихах)
Но прежде ты, о Дух Святой! – ты храмам

Предпочитаешь чистые сердца, –

Наставь меня…ГРАНИ ИСТИНЫ
(Повествование в монологах и стихах)
Но прежде ты, о Дух Святой! – ты храмам

Предпочитаешь чистые сердца, –

Наставь меня всеведеньем своим!
Джон Мильтон.

«Потерянный рай»
(Продолжение)
ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ЖИЗНЬ
«И Бог увидел всё, что Он создал,
И вот, всё это хорошо весьма», –

Мы в летописи первых дней читаем.

И в самом деле, трудно не заметить,

Что мир красив, разумен, гармоничен;

Что каждое творенье получило

Необходимые для жизни силы;

И, видим, до сегодняшнего дня

От Господа их щедро получает.
По этому всему и человек

В своей природе не имел изъянов.

Душа была здорова и крепка.

И ум был проницательным и ясным,

Способным всеохватность понимать

Явлений окружающего мира.

Адам названия животным дал

По первым впечатленьям, и названья

Их коренные свойства отразили.

В согласии с природной чистотой

Его и ум, и воля устремлялись

К добру. Они пока еще не знали

Борьбу добра и зла. Адам и Ева

Еще не волновались ни страстями,

Ни вихрями желаний. Моисей

Об этом пишет так: «Адам с женою

Нагими были оба, не стыдясь

Привычной наготы». А Палама

Так объясняет это: «Не стыдились,

Поскольку были с первых дней одеты

В Божественный нерукотворный свет,

Который не сравнить с порфирой царской».
Тела людей прекрасны были. Сила

И крепость отличали их. Не знали

Они усталости, болезней, боли.

Не знали ни старенья, ни угрозы,

Что души их покинут.
Но оценка

«Всё это хорошо весьма» не значит,

Что мир (а в том числе и человек)

Настолько совершенен, что ему

К вершинам новым двигаться не надо.

А путь к вершинам (мы по схеме нашей

Увидеть можем) – это путь к единству.

И в том-то и была задумка Божья,

Чтоб сущности различные сближались

И чтоб сливались в целое одно.
Максима Исповедника читая,

Встречаемся с анализом различий

В том мире первозданном, что Господь

Создал Своим могущественным словом.
Различны меж собою мир Господний

И мир вселенский, тварный. В тварном мире –

Мир умозрительный (разумных духов),

Мир чувственный и мир материальный.

А в чувственном свои деленья – небо

Отделено от видимой земли.

Но и сама земля подразделялась

На рай, где жили первопоселенцы,

И на оставшуюся часть планеты,

С известными нам царствами её,

Без царства человеческого. Но и

Сам человек был сотворён Всевышним:

«Мужчину с женщиной Он сотворил».

К тому же, человеческой природе

Двоякой быть навечно суждено:

Она из тела перстного, из праха

Земного создано, и из духовной

Незримой сущности, в которой разум

И воля не всегда живут в единстве.
По замыслам Господним, человек

Был создан с благороднейшею целью

Мир привести к гармонии великой

Не только во Вселенной, но и в вечном

Божественном счастливом бытии.

Свой ум и чувства устремляя к Богу,

И этим дух и плоть обожествляя,

Он должен был различные породы

Своей натуры воедино слить

И, благодатью пользуясь небесной,

Которая Адама переполнит,

Излить её на разобщённый мир.
Владимир Лосский, лучший богослов

Эпохи современной, пишет так

О целях и задачах человека:

«Ему предназначалось разделённость

По сущности на два полярных пола

Преодолеть путём бесстрастной жизни,

Единому Владыке подражая.

Затем он должен был соединить

Особый рай с обычною землёю;

Всегда нося в уме и сердце рай

И беспрепятственно общаясь с Богом –

Всю землю в рай цветущий превратить.

Затем он должен был преодолеть

Пространственные сложные барьеры

Не только духом, но и телом также.

Пройдя душой ограниченья чувств,

Путём познанья, ангелам подобно,

Проникнуть в мир сверхчувственный и этим

Соединить в себе самом миры –

Сверхчувственный и чувственный. И вот,

В Себе имея одного лишь Бога,

Отдать Ему себя и мир, который

С его натурой будет неразрывен,–

В порыве чистой, огненной любви.

Тогда и Бог отдал бы человеку

Всего Себя, и тот по благодати

Имел бы всё, что по Своей природе

Имеет Бог. Обоженье тогда бы

Свершилось человека и всего

Земного и космического мира.

Но так как эту миссию Адам

Не выполнил, её уразуметь

Мы можем в деле Нового Адама,

Спасителя Христа, который с Неба

Сошёл в земную нашу жизнь, по сути,

Содом и ад, и, жертвуя Собой,

Нам дал возможность справиться с задачей,

Проваленной потомками Адама».
Но мы важнейший этот разговор

Продолжим с вами, как наступит время.
15.02.15 г.,

Сретенье Господне
ИЗ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Не высокой гордыни держись,

Не широкой раздольной дороги.

Человек! Не в тебе твоя жизнь,

Но единственно в Господе Боге.
10.11.11 г., ночь


Добавить комментарий