Вот истина нашего времени

ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТЬ
Амнезия означает забыть прошлое. А забывшие прошлое жить уже не смогут. Наше общество поражено полной амнезией. Прошлое помнят только люди,…ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТЬ
Амнезия означает забыть прошлое. А забывшие прошлое жить уже не смогут. Наше общество поражено полной амнезией. Прошлое помнят только люди, которые жили там. Но люди есть люди, а не наука или философия. И все кружатся в настоящем без прошлого и будущего.
Деньги вне капитала (а его у нас нет) – это в любом случае просто индивидуальные отношения, которые могут стать человеческими, освободившись от денежной оболочки. Это отношения между людьми. Стало быть, социализм и капитализм мало чем друг от друга отличаются. Различия же состоят в том, что социализм дал ход развитию денег как таковых, накрепко привязав людей к деньгам. Рабочие получали только деньги как потребительную стоимость (зарплата), и ворованные деньги были такими. Просто эти деньги, свободные от капитала (производства), могли только потребляться или накапливаться в руках отдельных людей согласно той исторической функции, которую они выполняли на заре капитализма, но они уже в капитал не превращались. Это только мы придумали, глядя на Запад, эту функцию денег, и вообразили, что деньги, находящиеся в руках индивидов, будут превращаться в капитал, а люди навсегда останутся капиталистами и рабочими. Но история все предусмотрела, рассчитала даже мелочи. И я бы даже сказал, что все это делает Бог. Вот отсюда и подумайте, как мы можем глубоко проникнуться идеей Бога и уверовать в его могущество, силу и величие.

Социализм наглухо всем закрыл путь к капиталистическому развитию, но, как видели, каждому открыл путь к индивидуальному обогащению, свободному потреблению, и в обществе все приспособлено к этому. А это значит, что оно объективно приспосабливается к индивидуальному развитию человека, отрицая его общественное развитие. И это происходило в той мере, в какой действительно росло общественное богатство, которое распределялось \»по труду и по статусам\». А политическое подавление только обостряло страсти людей и тем способствовало, напротив, их развитию в самостоятельную силу, которая в этой форме уже никогда не вернется к капитализму, а наоборот, до полного скончания своего века будет разрушать все живое на свете, пока люди наконец не одумаются.

Капитализм, как раз напротив, впервые открыл все дороги человеку, чтобы он как раз безгранично развивался в направлении своего экономического осуществления, став владельцем денег. Представьте себе, в средних веках, когда капитализм находился еще в пеленке и зарождался, только единицы имели деньги, и, следовательно, только они могли, накопив их, превратить их в капитал. А здесь произошло чудо. С распада империализма деньги оказались в руках миллионов людей. И эти деньги еще были способны объединяться и создавать богатство. И они создавали капитализм на протяжении всего прошлого столетия, пока не распался социализм. А теперь и они уже отказываются.

Социализм сосредоточил деньги в обществе, и государство ими манипулировало как с политическим рычагом, и этим направляло все общественное развитие, подавляя буржуазные тенденции. Капитализм, напротив, все деньги отдал людям, и они ради своего собственного экономического осуществления бессознательно двигали обществом. Тем самым капитализм, индивидуализируя капитал, создавал «сказочное богатство». А социализм же индивидулизировал каждого человека и тем подготавливал условия для того, чтобы каждый в итоге мог развиваться как личнось. И деньги осуществляли и осуществляют сейчас именно это. Вот почему социализм привязал каждого человека к деньгам и тем сосредоточил его на самом себе, чтобы его не интересовало ничего, кроме его собственного блага. Человек у нас поистине стал персонифицировать деньги, прямо как в средних веках. Только люди этому сопротивляются, желая просто безгранично обогащаться и просто не желая расстаться со своими сладкими иллюзиями «обогащения», будто смысл жизни человека, сложившегося исторически, и впрямь сведено к этому. И поразительно, что вся постсоветское пространство зациклено на этом отношении человека как на вечной сущности нашей жизни.
Таким образом, прежняя социальная форма разлагается, и человек от них освобождается. Теперь человек в капиталистическом обществе взаимодействует с капиталом, выступает в денежной форме, борется с ним и т. д. И особенность капитализма на данном этапе, когда он уже полностью созрел и подошел к своему завершению, состоит в том, что крупная промышленность, характеризовавшая капитализм, распадается на более мелкие производства, размельчается, расчепляется, тем самым она явно приспосабливается к развитию людей. И это сделали возможным технические нововведения и их постоянное совершенствование. Уже отпала надобность в больших скоплениях людей в гигантских заводах и фабриках, и на их место появляются более упрощенные и подвижные образования, уже способные давать ту продукцию, которую до этого довали эти гиганты, с наименьшим числом людей. И эта тенденция складывается определяющей. Известный американский бизнесмен и писатель Пол Хокен в своей книге «Я начинаю свое дело» пишет: «Исследования Берча продемонстрировали, что мелкое предпринимательство – главная движущая сила экономического роста в нашей стране и, начиная примерно с середины 70-х годов, основной источник занятости. Тридцать семь процентов занятого мужского населения и примерно половина работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес». В этом Хокен видит и путь развития личности, «величайшее наслаждение работой». Не только в американской экономике, но и во многих других странах эта тенденция является определяющей. Ее носителями являются не общество, а индивиды. Отсюда и стремление к личному успеху, восхваляемое Западом. А это — миллионы людей, предоставленные себе и стремящиеся к своему собственному благу, противодействуя обществу, — люди, которых вытесняет социальный капитал и технический прогресс. И после этого само собой разумеется, что в гигантских заводах и фабриках надобность отпадает, и они размельчаются, индивидуализируясь, или их вывозят в страны «третьего мира», где такая необходимость еще не развилась и люди еще могут трудиться ради «хлеба насущного».

И в этом суть загадочности депрессии, возникшей во многих развитых странах Запада в конце прошлого века и продолжающейся до сих пор. Она охватила и Америку, и Японию и т. д., а так же суть девальвации, обесценения денег, которая вызвана разложением стоимости и самодовлеющим характером денег. Эта тенденция и идеологически, и конституционно оформилась во многих странах, для которых права человека, свобода его воли, демократические принципы – важнейшие категории гражданского общества. Уже во всем мире происходит то же самое, что и у нас. И в этом смысле весь мир действительно становится однородным, оказываясь под неограниченной властью денег, своеобразным и неожиданным для нас образом формирующих человека..

Прогресс здесь состоит в том, что в результате обобществления капитала деньги стали доступными каждому как результат превращения капитала в деньги. Раньше капитал был доступен только единицам. Концентрация капитала в отдельных руках привела к монополии, полностью свернувшей обшество. Преодоление монополии заняла десятилетия. Этот капитал и распадается не иначе, как превращаясь в социальную форму, которая в свою очередь породила индивидуализацию капитала как своего антипода. И здесь все приблизительно происходит так же, как и в социалистическом развитии.

Здесь и возникает новое движение, движение ради человека, еще не осознаваемое, стихийное, соответствующее основному принципу “все на благо человека”, которое вызвало бурное развитие капитализма и его модернизацию. Развитие научно-технического прогресса привело к тому, что умственные операции стали преобладать над физическими и последние теряют значение, отодвигаются на задний план, в то время как первые развиваются. Изменяется характер производительного труда. Тем самым капитализм развивает интеллектуальный, умственный уровень своих граждан. Значение приобретает наука, которая превращается в непосредственную производительную силу. И это приводит к тому, что огромное большинство людей освобождается от непосредственного производительного труда и предоставляется деланию денег. Для большинства людей основной заботой становиться делать деньги. А это значит, так или иначе, участвовать в распределении и потреблении национального дохода, это значит, каждый участвует в нем по способности и умению делать деньги. И это уже заботит все общество. Таким образом, общество впервые от «прибавочной стоимости» повернулось к человеку. И теперь его стремлениям стало подчиняться общество. Что же нужно этим людям и куда они идут?

Теперь представим себе другой уровень и попытаемся понять, как же все это будет изменяться. То, что нужно обществу, это определенный уровень производительных сил, который способен создавать тот объем потребительных стоимостей, который нужен этому обществу для его воспроизводства и который ему позволяет беспрерывно совершенствоваться. Обществу всегда нужен прибавочный продукт. И он всегда должен расти. Если раньше этот продукт создавался рабочими руками, то теперь он создается техникой. А она его объем беспрерывно увеличивает, благодаря чему и многие могут потреблять, вовсе и не работая.
И этого человечество достигло в последнее столетие. И этот уровень уже не зависит от индивидов и их деятельности. Для этого достаточно развивать технический прогресс – интеллект человека. Но это – не цель. История осуществляет человека. И ради этого общественные производительные силы создавали пространства развития человека. И сегодня всюду растет именно это пространство. И оно просто заполнено деньгами. И ради этого и печатают деньги, в силу чего те деньги, которые раньше были эквивалентом реального богатства, теперь стали обликом человека. И они уже не выражают стоимость, а потребительную стоимость. А поскольку потребление, характеризующее индивидов, не может иметь границы, то общество заходит в тупик, желая удовлетворить «все растущие потребности» людей. Это уже абсурд!

Нас не интересует, что отдельные страны не поднялись на этот уровень и что Запад этого достиг первым, эксплуатируя слабые страны. Факт то, что этот уровень достигнут и Америка переживает не экономический кризис, что является следствием недопроизводства, когда тот объем потребительных стоимостей, который создает общество, не хватает всем, и поэтому большинство еще недоедает, а меньшинство переедает. Напротив, люди не знают, как разумно распределять созданное богатство и запутались в потреблении. Следовательно, они еще понятия не имеют, как при таком порядке вещей, когда «индустриализм» вытесняет много людей из общественно организованного труда, охватить всех трудом. И это уже не экономическая проблема, а чисто человеческая. В Японии установлен, например, шестичасовой рабочий день, а женщины работают четыре часа. В сельском хозяйстве там работает всего пять процентов населения, и они обеспечивают нужды города. И все это говорит о том, что Япония названный уровень производительных сил уже создал давно, и в полном достатке имеет и необходимый объем потребительных стоимостей. И в первую очередь общество здесь захлебнулось в потреблении. И здесь большинство людей – просто потребители. Из трех слоев населения, составляющих социальную структуру Японии, лишь нижний слой является непосредственным производителем. А это – не более тридцати процентов населения. Сейчас там сложилась такая ситуация, в которой общество, озабоченное именно потреблением, осуществляющимся в денежной единице, оставило вне внимания производство, которое за последнее 10-15 лет стало стремительно размельчаться, а крупнейшие компании вывезены за пределы страны «в поисках прибыли». Потребителями стало 65-70% страны. И многие из них не знают, куда себя девать и чем заняться. Теперь все это, уже неподвластное регуляции, разлагает страну в самой ее основе – подорвало прежде всего экономику просто возникшей апатией. А общество занято деньгами, вместо того чтобы подумать о людях и их реальном личностном развитии, сохраняя достигнутый уровень производительных сил. И вся наука работает только на это, даже не подозревая, что существует и человеческий уровень жизни, способный к самостоятельному развитию.

Так же приблизительно происходит и с другими развитыми странами, в то время как неразвитые страны, так или иначе выживающие, еще не подверглись такому разложению и сохраняют свою основу, но на них давит зависимость и ограниченность. И если начались процессы разложения, то они были подготовлены всем предыдущим развитием, и его уже никто не остановит привычными методами. И развивающиеся страны вовлекаются в «рыночную экономику» и овладевают искусством «делать деньги», глядя на развитые страны.

И все это говорит о том, что власть денег вступила в полную силу. Стало быть, индивидуализация человека, т. е. необходимость развития человека, разрушает весь мир, организованный только с точки зрения потребления, то есть владельца денег. Только разумные люди могут разумно организовать свою жизнь и сделать ее человеческой, при которой мы имеем дело с пространством развития человека и приспособленным к нему производством, в котором само производство является формированием человека, осуществлением его полного интеллектуального и духовного развития. Само собой разумеется, одним «трудом» здесь ничего не разрешишь. Социализм уже охватывал трудом каждого, пытался разрешить и проблему «зарплаты», постоянно ее поднимая, вместе с тем осуществляя и удешевления цен на товары народного потребления. Но это его привело в тупик. Ибо социализм не сходил с экономического взгляда и придерживался только принципа создания «изобилия и свободного потребления», лишь часть людей освобождая от непосредственного производительного труда в соответствии с техническим ростом, в результате чего много людей переходили к умственной деятельности. А это вело к росту противостояния между физическим и умственным трудом, между деревней и городом. И миллионы людей оставались задавленными именно трудом во имя создания общественного богатства. И здесь одни работали для того, чтобы другие думали. И об этом разрыве никто даже не задумывался, считая, что это вопрос времени и что именно для этого необходимо, чтобы труд развился «в первую потребность каждого человека». А созданное «пространство развития человека», требовавшее разрешения проблемы «свободного времени» и организации этого пространства для каждого отдельного человека, растворилось в «постепенном» охвате каждого образованием и культурным развитием. И предполагалось, что где-то в неопределенной перспективе все люди станут вполне образованными и культурными и т. д. И вот теперь люди отделились от этого «ненавистного» общества. И теперь они во всех отношениях развиваются самостоятельно, не ожидая, когда их «просветит» и «образует» их общество. И сегодня в силу этой тенденции общественные образовательные и культурные структуры уже сами по себе разлагаются, тем не менее поглощая баснословные деньги, различными способами оказывающихся в руках людей. Очевидно, эта тенденция уже работает помимо нашего сознания и слепо переворачивает наш мир, а мы еще размышляем об «экономических проблемах» и «зарплате», об общественном образовании и культуре, когда все они просто индивидуализируются. И речь уже идет о совсем новых проблемах.

Отсюда и итог всего этого развития, действительно изменивший облик и капитализма, его необходимый результат, – это не его сказочное богатство, а отделение человека от капитала, происходящая на основе денег, при котором люди так или иначе вступают на путь самостоятельного развития, заботясь о себя сами. И развитие этой сферы – это его скрытое содержание и объективная цель. И люди, озабоченные пока потреблением в «сказочном богатстве», просто не видят этого, ослепленные деньгами. Тем самым капитал, самовозрастание его стоимости, производство прибавочной стоимости, которому подчинялось все, теперь, подчиняясь, на первый взгляд, «ненасытности» людей, в своей скрытой сущности оказывается подчиненным жажде обогащения (индивидуальному развитию) и бессознательно стремится к осуществлению этого процесса. Стало быть, пульсирующее сердце капитализма – это уже не стоимость (не производство), а просто потребительная стоимость, облеченная в деньги, за которой скрыта человеческая личность. Значит, капитал – это всего лишь форма общества, а не содержание. Содержание же капитализма уже очеловечено и бессознательно стремится к человеческому развитию


Добавить комментарий