ПИСЬМО
От кого:__Сендара_Фридайвера__
Кому:_____Мила__Малинина______
Здравствуй, дорогой мой человек!
Как и уговаривались,…ПИСЬМО
От кого:__Сендара_Фридайвера__
Кому:_____Мила__Малинина______
Здравствуй, дорогой мой человек!
Как и уговаривались, пишу исключительно по делу. Сижу в закутке Главпочтамта, подальше от посетителей. Пишу, что называется, \»в поле\» и на \»коленке\». Состояние моё странное — текут \» беспричинные слёзы грусти\», как говаривали наши учителя.
Посетил только что выставку \»Японская керамика — Раку: \»Космос в чайной чашке\» в Эрмитаже. Казалось бы, чем мы становимся старше, тем всё меньше и меньше остаётся \»белых пятен\» и удивляться скоро будут вообще нечему. Хотя, конечно, находясь одной ногой в могиле, чему удивляться, но это пока не про нас.
Собственно, выставка большей своей частью представляет чайные чашки последнего мастера Китидзаэмона 15-го, нашего современника, и его наследника Раку Ацундо, (который станет 16ым главой Дома Раку), работающего большую часть времени во Франции под Парижем.
Чайная чашка \»Раку\»-\»наслаждение\» (или \»пустота\»,\»естественность\»), употребляется исключительно только для чайной церемонии.
Особенностью этой коллекции является то, что мастер не работает, по его утверждению в стиле \»ваби — саби\», так как считает, что это вообще \»общее место\». Для понимания японской поэзии это имеет огромное значение. У меня сложилось впечатление, что эстетика стиля мастера Раку в настоящее время наиболее близка или соответствует категории \»фуэки-рюко\» (\»вечное в текущем\»). Басё подчёркивал о значении неизменного в поэзии на тысячи лет, работая над осмыслением этой эстетической категории уже в самом конце своей жизни.
Космос разве не природа, разве в нем не бушуют солнечные ветра, и разве их не слышно? В настоящее время практически любой желающий может легко себе позволить сеанс прослушивания солнечных бурь и ветров неведомых звуков вселенной. Насладиться красотой космических фотографий.
Сами предметы сработаны по древнейшим тайным технологиям и рецептам, сложившимся и проверенными столетиями начиная с 16 века, но в них есть что-то, что делает их, не взирая на очевидно архаичный экстерьер, какими-то действительно космическими.
Керамическая масса с примесью меди покрывается белой, чёрной или красной глазурью в технике Якуни. Вкрапления меди придают чашкам в независимости от основного их цвета металлически тёмный тяжёлый оттенок, и чашки выглядят космически таинственно, отстранённо, возвышенно и неприступно.
Охватывает чувство встречи \»глаза в глаза\» с бездной.
Прежде, чем оказаться в зале экспозиции, приходится двигаться длинным коридором эрмитажных залов, заполненных посетителями, что-то громко обсуждающих на своих неизвестных мне языках.
Я спустился по лестнице в огромный величественный мраморный, в три этажа зал, где царила почти полная темнота и тишина, нарушаемая шарканьем ног и шепотом двух-трёх посетителей. Вот в таком мраке и тишине экспонаты коллекции располагались в остеклённых витринах с подсветкой.
Каждая чайная чашка коллекции — \»вещь с именем\», \»мэйбуцу\», со своим характером и судьбой; достоверно известно, что никто и никогда не сможет её повторить, все они имеют статус Национального достояния или Важного художественного объекта.
Неведомые до этого момента чувства смешанного восторга и почтения переполнили всё моё существо, и я в неизвестном мне порыве склонился в уважительном поклоне чайной чашке Раку \»Пустота\» (Национальное достояние, Тэдзиро, 1589г.).
Время пролетело незаметно быстро, меня привело в чувство реальности обращение ко мне неизвестной дамы. В полумраке указывая рукой на \»Пустоту\», дама прошептала-
-\» Ах, как бы из такой чайку!\»
Малый Эрмитаж,
кружит \»Вечерний снег на
вершине Хири\»
на чайной чашке Раку
падает падает снег…
С Ф.
Падает снег.
Я один бреду по дороге…
Танеда Сантока(1882-1940г.)
из книги \»Плошка для подаяния\».
P.S. Береги себя, может когда увидимся.
Фото- Алексей Сыкин: \»Космос- участок Млечного пути в созвездии Единорога и туманности Розетка\».