С Урала ездил в Третьяковку…

Протвинской городской художественной школе – 15 лет!
«С Урала ездил в Третьяковку…»
Может быть, с чувством прекрасного внутри тебя нужно…Протвинской городской художественной школе – 15 лет!
«С Урала ездил в Третьяковку…»
Может быть, с чувством прекрасного внутри тебя нужно родиться, чтобы стать таким содержательным, основательным человеком, не только художником, но и педагогом, образцом для других, как Владимир Еремеевич Гвоздюк? Может быть…
А, возможно, нужно самому воспитать в себе это – не просто пристрастие, но упорство, настойчивость, трудолюбие? Возможно…
Но всё-таки, в начале пути — нужен он, педагог-наставник, требовательный, добрый, умный. Чуткий и внимательный.
О, чуткость – это очень тонкое, необъяснимое качество; именно оно, как нить, связывает имена, фамилии, времена. Учеников и учителей: поиски души и желание отозваться на эти поиски. Были когда-то такие преподаватели на жизненном пути Владимира Еремеевича, а с годами и он сам научился создавать вокруг себя такое пространство, где нити чуткости и творческих устремлений ткут-плетут особый узор и талантливости, и успеха, и удовольствия от сделанного.
Особый узор Искусства, одним словом. Пусть пока – ученического, пробного, эскизного – но уже многотрудного и настойчивого, уже не упрощенного, но требовательного и серьезного. Как к тому приучил Учитель.
Владимир Еремеевич из тех людей, о ком нужно писать большой, продуманный очерк. У него всегда много мыслей, наблюдений, критических замечаний по части «культуры» нынешней жизни. Но в настоящий момент моя задача была скромнее: всего лишь задать несколько оперативных вопросов о его педагогической практике, приемах работы с детьми, сделать всего лишь блиц-интервью в новый номер. Вот что из этого получилось…
Блиц- интервью
Сердцем поделись с другим…
— Владимир Еремеевич, многие ли из Ваших учеников стали художниками-профессионалами?
— Многие. Поскольку преподаю уже десятки лет. Начинал на Урале… В Краснотуринске, в Свердловской области, открывали с Аллой Константиновной в 1975 году первую нашу художественную школу. Там отработали два года, а затем переехали в Арктику, были «приписаны» к управлению Северного Военно-Морского Флота, на полуострове Тикси. Где тоже вели художественный класс при школе Искусств, единственной тогда на крайнем Севере… Учились у нас человек 50, очень хорошие, старательные ребята. Якутские дети все талантливы – могу сказать точно. Я до сих пор помню имена их всех.
Занимались лепкой, живописью. А что можно писать на Севере художнику? Там превалируют два цвета круглый год: серо-стальной, заснеженный, да цвет неба…
В 1992 году переехали в Протвино.
— А что считаете главным в работе с детьми?
— Главным считаю, не только в жизни этих ребят, а вообще человека, — характер. Характер есть – есть человек, нет характера – нет главного, стержня… Без стержня нет устойчивости, упорства, мечты или цели… А без этого ни художник хороший, ни другой специалист не состоится. Думаю, что так… Необходимо воспитывать характер в себе. Учеба в нашей школе способствует этому. Воспитывают не только преподаватели, но сама работа с карандашом, кистью, красками организует подрастающего человека…
— А каковы Ваши основные требования к ученикам?
— Трудолюбие, конечно. Это неразрывно с талантливостью. Интерес к делу движет всем. Уважаю трудолюбивых, педагог должен уметь поддерживать этот интерес к делу. А уж кому как это удается – в этом сказывается мастерство каждого преподавателя…
— А как лично Вам это удается?
— Учитель – артист, это обязательно. Играют роль все интонации твоих обращений к детям, все реплики замечаний… Порой нужно быть мягким, всегда — пластичным, психологом, это очень важно… Ученики разные, и ситуации, и цели-задачи… – всё учитываешь во взаимоотношениях.
— То есть, Вы их всегда, во всём понимаете, своих учеников? Всех, и соответственно строите отношения, чтобы дать максимум в развитии каждого? Так?..
— Вы правы…
— А есть любимые ученики, кто оправдал Ваши надежды?
— Конечно. Это выпускники, ныне студенты художественных вузов Вова Лифанов, Оля Соловьева, Ирина Пелешко, Оля Лучникова, Юля Мисюра… Из нынешних ребят старательны и успешны Саша Федотова, Настя Рудченко, Женя Суркова… Много одаренных детей…
— Что приносит наибольшее удовлетворение Вам в работе с детьми?
— На этот вопрос ответ у меня один: я всегда сам относился к искусству с большим уважением, и требую того же от детей. Когда вижу такую отдачу – это радует. Значит, будет толк, и твои труды не напрасны…
Но нельзя не заметить и того, что нынешние дети во многом уступают прежним, и вот почему: они мало читают. Для творчества нужен большой кругозор, знание литературной классики, всех сокровищ мирового литературно-художественного искусства. Это нужно для развития фантазии, воображения, ассоциаций. Широты, объема того нематериального творческого потенциала, который носит в себе каждый художник и перерабатывает, воссоздавая новое.
Такой багаж накапливается с годами, из различных впечатлений – из обыденной жизни, путешествий, общения с природой, знакомства с шедеврами мирового искусства. Необходимо посещение музеев, театров, картинных галерей, концертных залов, если ты занимаешься искусством.
А у нашей жизни сейчас, как известно, другая «специфика», рыночная, телеэкранная; это отнимает, в духовном плане ,у нового поколения очень много… Настоящий художник любит бывать на пленэре, наблюдать, подмечать нюансы…
— А как Вы оцениваете своих коллег-педагогов? (Надеюсь, корректен такой вопрос?)
— В основном, это хорошо известные в городе художники. Например, Николай Матвеевич Станиславский, Владимир Николаевич Михненков. Они немало сделали для города, все это хорошо знают. Многие их ученики – уже выпускники или студенты художественных вузов. Но у каждого из нас свой взгляд на систему, метод преподавания, на манеру в живописи, и т.д. Всё это естественно…
— А существуют ли у Вас, скажем, какие-то проблемы, связанные со школой, или другие какие-то?
— Здесь надо подумать… Да нет, пожалуй, в школе у нас всё хорошо: энергичный директор, нормальный коллектив; всё есть для творческой работы – светлые классы, оборудование.
А вот в городе проблем, конечно, много: бескультурье молодежи, отвратная речь на улицах. Подростки-алкоголики, наркоманы…
Многие юные жители Подмосковья не бывали даже в Третьяковке! Я вспоминаю, как с Урала ездил в Третьяковку, чтобы увидеть в подлиннике шедевры русских художников! И не я один! Это уважение к красоте привили мне в городском Дворце культуры, в частности, мой учитель в живописи Сергей Петрович Кодалов…
И это поощрялось на общегородском, государственном уровне… А у нынешней молодежи безразличие ко всему, кроме курева, пива, пьяных дискотек.
— …И, как написала в июне одна из местных газет, глава города на подобные открытые вопросы в беседе с протвинцами по Интернетсвязи, ответил единой фразой: «Меня также волнует отсутствие культуры поведения у некоторых молодых людей, а также отсутствие атмосферы общественного осуждения подобного поведения, отсутствие чувства меры потребления алкогольных напитков» и т.д. А ведь мы знаем – это только фраза, в которой Владимир Юрьевич расписался в своем бессилии… Как всегда, не шелохнув пальцем во имя этой культуры…
— Другой вопрос: посмотрите, как не обихожены в городе бездомные животные! А это тоже лицо города. Выбрасываются на улицы кошки, собаки, гибнут от болезней, холода и голода. Работники ЖКХ, вместо того, чтобы защищать их от этого, травят их в подвалах наравне с крысами…
Культуру нужно воспитывать примерами добра и отзывчивости, а этого нет. И всё это очень печально…
— Я знаю, Вы с супругой много лет помогаете бездомным животным?
— Да, но это больная тема. Когда одни помогают, а другие делают всё, чтобы сжить их со свету, – это больно видеть.
— Владимир Еремеевич, а где Вы познакомились со своей спутницей по жизни, с Вашей женой, Аллой Константиновной?
— В институте. Вместе учились в городе Серове. Она тоже художник, график. Уже много лет, как Вы знаете, заместитель директора Протвинской художественной школы. Много работает как художник, любит свою профессию, у нее было несколько персональных выставок картин.
— А кто Ваш любимый живописец? Ваши любимые темы в живописи?
— С детства любил Валентина Серова. Видите, какое совпадение? – город, где мы учились тоже Серов, назван в честь погибшего известного лётчика. А, вообще-то, мои любимые творческие темы – море, корабли, покорение Арктики. Я до сих пор это пишу, меня это трогает. К тому же, мы с женой любители пленэра: часто бываем и работаем в окрестностях Юрятино. Для художника-пейзажиста здесь замечательные места…
— Владимир Еремеевич, Вы – член Союза художников СССР, Вам присвоено звание Почетного полярника… Всё это дает Вам что-то с практической стороны?
— Да, статус дает некоторые льготы, например, в создании личной мастерской, при участии в престижных выставках. А, вообще-то, это скорее, «ступени биографии». Их было немало. Эмоционально, психологически они всегда важны для человека. Мне, например, до сих пор памятен случай из армейской жизни, когда за удачно расписанную к какому-то торжеству сцену Дома Культуры меня премировали отпуском на родину, из ГДР (тогда) – в Россию. Это было очень почетно для меня, молодого ефрейтора…
Командование, в торжественной обстановке, выразило тебе благодарность, отметило твой творческий порыв… Любому человеку это важно, а художника вдохновляет на новые творческие начинания.
В Протвино, к примеру, одной из таких «биографических ступеней» стала моя персональная выставка в Выставочном зале, посвященная 30-летию творческой жизни.
— Желаю новых удач Вам в работе, новых успехов Вашим ученикам.
А в Вашем лице – с юбилеем поздравляю всю Протвинскую художественную школу! В нашем журнале мы будем продолжать знакомить читателей с работами юных художников города. Спасибо за беседу.
Записала Валентина Георгиева
(Опубликовано в журнале \»Эксперимент\», №2(13) /2005, с.56)


Добавить комментарий