Иаков Курляндский

Этот сон я видел летом 1975 года. В ту пору я вполне серьезно обдумывал сюжет исторического романа из эпохи шведских войн в Прибалтике. Главным героем моего будущего повествования должен был стать курляндский…Этот сон я видел летом 1975 года. В ту пору я вполне серьезно обдумывал сюжет исторического романа из эпохи шведских войн в Прибалтике. Главным героем моего будущего повествования должен был стать курляндский герцог Иаков (Якоб) I Кеттлер (1639–1682), внук последнего магистра Ливонского ордена Готгарда Кеттлера. Я прочел потрясающую историю его жизни в старой монографии Л.А. Арбузова «Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии» 1910 года, переведенной с немецкого, и меня поразили величие и трагизм этой незаурядной судьбы…
И однажды ночью мне приснился сам герцог Якоб, сидевший на морском берегу среди пустынных балтийских дюн. Он был не один: какой-то человек в высоких ботфортах и запыленном дорожном костюме стоял рядом, держа в руке широкополую шляпу с пером, и, подобострастно склоняясь, что-то убедительно говорил ему. Герцог был одет так, как одевались в семнадцатом столетии знатные вельможи: на нем был черный камзол с широким кружевным воротником, черные бархатные панталоны до колен и черные же туфли с серебряными пряжками. Длинные светлые волосы свободно ниспадали ему на плечи. Он внимательно слушал – или делал вид, что слушает… Внезапно он наклонился, зачерпнул ладонью пригоршню пыльного песка – и швырнул его прямо в лицо собеседнику. От неожиданности тот резко отшатнулся, выронил шляпу и, закрыв лицо руками, вскрикнул: «О, мессир! Вы запорошили мне глаза!» И герцог спокойно ответил: «Да! Как и вы – мне…»
Я не знаю, был ли на самом деле в жизни Иакова Курляндского такой случай. Да и никто, наверное, не знает. И все же мне думается, что едва ли тот сон был случайным…
19.12.2009


Добавить комментарий