Неприятный гений. К двухсотлетию Лермонтова

Андрей Зайцев.
В шесть часов вечера 15 июля 1841 года на Кавказе стрелялись два приятеля – офицера. Незадолго до этого на балу один назвал другого «горцем с большим кинжалом». Эти…Андрей Зайцев.
В шесть часов вечера 15 июля 1841 года на Кавказе стрелялись два приятеля – офицера. Незадолго до этого на балу один назвал другого «горцем с большим кинжалом». Эти слова услышали дамы, Николай Мартынов обиделся, и вскоре Михаил Лермонтов погиб, успев перед смертью выстрелить из пистолета в воздух.

Стрелялись на 15 шагах. Чтобы представить себе это расстояние, просто попросите отойти вашего друга. Промахнуться невозможно.
Глупая шутка оборвала жизнь поэта. Сам Лермонтов до последнего надеялся, что все кончится хорошо. На том же балу перед вызовом на дуэль он сказал своей спутнице: «Завтра мы проснемся добрыми друзьями». Лермонтов знал цену своим словам – у него было очень мало приятелей и много неприятностей из-за желчного характера. Все началось много лет назад.
1 сентября 1830 года 16-летний юноша поступает в Московский университет. Михаил свободно говорит и пишет на французском, владеет другими европейскими языками. Он развит не по годам. Однокурсники ему не интересны, а лекции профессоров скучны. Он сидит в уголке, читает книжки, а на вопросы студентов отвечает, что не скажет им названия художественного произведения или научного труда, поскольку они все равно его, Лермонтова, не поймут. В юношеских забавах не участвует, но шумным соседям становится неловко от одного его взгляда.
Наступает зима, и на сессии студент – первокурсник ведет себя странно. Бойко и развернуто отвечает на вопросы профессоров, но говорит вещи, которые ему не преподавали. Экзаменаторы недоумевают, а юноша оправдывается: «Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным».
Вскоре дерзкий студент после настойчивых просьб со стороны администрации учебного заведения просит уволить его из числа студентов. В 1832 году он переезжает в Петербург вместе со бабушкой Елизаветой Арсеньевой. Она очень любила своего внука и забрала его у родителей. Мать Лермонтова Марья Михайловна — умерла в 1817 году, когда Мише еще не исполнилось и трех лет. Отец – Юрий Петрович — скончается в 1831 году. Поэта переживет лишь его бабушка.
Но вернемся в Петербург.

Лермонтову намекают, что в Санкт-Петербургский университет могут принять только на первый курс, а это означает, что два года занятий в Московском университете пропали даром. Такой поворот событий не устраивает поэта, и он хочет бросить учебу. В это время один из приятелей рассказывает Михаилу о школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Лермонтов соглашается, и теперь до конца своих дней он будет странным военным, который храбро сражается, но не любит армейскую муштру, служит на обожаемом им Кавказе, но постоянно под любыми предлогами просится в отставку.

В юнкерской школе поэт знакомится с Николаем Мартыновым, и эта дружба будет иметь трагические последствия.
Военные занятия в начале 30-х готов отнимают много времени.
Лермонтов почти не пишет, и проводит время в светских салонах или в школе. Через два года поэт уходит из этого учебного заведения в чине корнета.

Михаил Юрьевич к этому моменту много пишет, но не публикует своих стихов. Требовательный к себе, он выпускает одно свое произведение под псевдонимом и мечтает печататься в «Современнике». Это почти удается, но выстрел на Черной речке через несколько дней оборвет жизнь Пушкина.
По мнению Ираклия Андроникова, Лермонтов находится в толпе перед домом на Мойке, но так и не решается пройти в квартиру. Пораженный увиденным, он напишет «Смерть поэта». Стихотворение моментально расходится в рукописных копиях, но в Петербурге многие продолжают жалеть Дантеса и ругать Пушкина. Тогда поэт добавляет свои знаменитые 16
строк, начиная со слов: «А вы надменные потомки…».
За это стихотворение Лермонтов отправляется на Кавказ. Хлопоты бабушки привели к тому, что первая ссылка продолжалась всего несколько месяцев. Уже в 1838 году поэт возвращается в Петербург.

Впереди будет «Герой нашего времени», единственный прижизненный сборник стихов, изумительная поэзия, великолепная проза, о которой лучше всего написал Чехов: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».
Но за все приходилось платить. Гениальный поэт был желчным человеком. Современники отмечали его холодность, остроумные эпиграммы, которые выводили из себя даже друзей. Сохранилось несколько словесных портретов Лермонтова, в которых отмечались одни и те же черты характера: «Иногда в аудитории нашей, в свободные от лекций часы, студенты громко вели между собой оживленные суждения о современных интересных вопросах. Некоторые увлекались, возвышая голос. Лермонтов иногда отрывался от своего чтения, взглядывал на ораторствующего, но как взглядывал! Говоривший невольно конфузился, умалял свой экстаз или совсем умолкал. Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительная. Сколько презрения, насмешки и вместе с тем сожаления изображалось тогда на его строгом лице!». Это слова Павла Вистенгофа, однокурсника поэта по Московскому университету.
В дальнейшем о насмешливости, уме и храбрости Лермонтова будут ходить легенды.

До конца своих дней он останется одиноким странником, ищущим любви, тепла, понимания и счастья.
Не найдет. Будет писать горькие, холодные стихи, за которыми очень сложно увидеть маленького мальчика, который родился двести лет назад 3 (15) октября 1814 года.

В памяти окружающих он останется неприятным гением, лишь иногда пускающим человека в свою душу:
Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжет, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу — как неба властелин —

В прекрасном мире — но один.
Строки эти написаны 17-летним юношей в 1831 году.


Добавить комментарий