Оболганный Лермонтов

15 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА — ДЕНЬ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА.
Особых торжеств в течение года не видать…

/Поэт, конечно, был не ангел… А среди гениев ангелы…15 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА — ДЕНЬ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА.
Особых торжеств в течение года не видать…

/Поэт, конечно, был не ангел… А среди гениев ангелы что-то не наблюдаются.

http://www.stihi.ru/2013/06/13/99

http://www.stihi.ru/2014/10/15/10311

\»Хороший характер — это отсутствие характера.\» — сказал кто-то знаменитый, но при этом умный и проницательный…

\»Я не знаю талантливых людей с лёгким характером — если они, конечно, увлечены своим призванием всецело.\» (актриса Людмила Гурченко)/
Однако одно любопытное юбилейное высказывание аккурат в день рождения поэта я недавно прочитала:

\»Государь (Николай 1, — прим. ред.) был прав: Лермонтов — натуральная пятая колонна, самый антипатриотичный из русских поэтов, называвший свою родину \»немытой\».\»
Лев Лурье, историк, писатель
(газета \»Невское время\», с.2, 15 октября, 2014, цитата из \»Коммерсанта\»)
Это — про автора \»Бородино\»…
Не странно ли, что \»историк-писатель\» Л. Лурье не знает достаточно известных вещей?
1. \»В его (Лермонтова) собрания сочинений были включены произведения, которые он не писал и которые противоречили его взглядам. Вот лишь один пример. Спустя 32(!) года после кончины поэта в тогдашней прессе всплыло стихотворение \»Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…\». Якобы Пётр Бартенев, издатель журнала \»Русский архив\», записал его со слов современника Лермонтова, имя которого он так и не назвал. Бартеневу на момент гибели поэта было 11 лет. Повторюсь: ОРИГИНАЛА \»ПРОЩАЙ, НЕМЫТАЯ РОССИЯ…\», НАПИСАННОГО РУКОЙ ЛЕРМОНТОВА, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Однако эту фальшивку и по сей день публикуют как произведение Лермонтова.\»
Владимир Соколов-Лермонтов,
потомок рода Лермонтовых (правнучатый племянник поэта)
(газета \»Аргументы и факты\», с.16, № 42, 15-21 октября 2014 г.\»)
2. \»Версия, что Лермонтов и царь были врагами, активно распространялась в советское время. По этой причине цензуре подверглось знаменитое стихотворение \»Смерть поэта\» — был отрезан эпиграф со строками: \»Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу…\» Ясно, что отнюдь не Николая 1 Лермонтов считал убийцей Пушкина.\»
(он же, там же)
3. \»Спустя десятилетия стали появляться мистификации то о романе Лермонтова с женой француза-путешественника, то ещё о чём-то. Среди самых удивительных — возникшая в 1873 году версия о принадлежности Лермонтову стихотворения \»Прощай, немытая Россия\». Нет ни одного оригинала или упоминания современников, ничего. И вдруг в разгар народовольчества издатель Пётр Бартенев обнародовал свою \»находку\», её перепечатал биограф Павел Висковатов. В 1989 году критик Бушин доказывал, что речь идёт о \»подлоге\». Бондаренко в книге о Лермонтове выдвигает версию, что автор этих стихов — пародист Дмитрий Минаев, переиначивший пушкинское \»К морю\»:
\»Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой\».
Сравнение убедительное:
\»Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ\».

Так или иначе , авторство не установлено, ничем не подтверждено, но стихотворение стало каноническим и вошло в школьные программы, как шедевр великого поэта. Почему — хороший вопрос.\»
Игорь Вирабов
(\»Российская газета\», с.13, 15 октября 2014 г.)
РЕЗЮМЕ

Это короткое стихотворение \»Лермонтова\» всегда казалось мне каким-то подозрительным — слишком прямолинейным, примитивным и откровенно безграмотным для подлинного стиля поэта:

Ну как можно мыть или не мыть Россию?

Если даже предположить, что автор имел в виду жителей страны, то у него получилось, что немытые все — и \»рабы\», и \»господа\»; и \»мундиры\», и \»народ\». Неужели сам Лермонтов такое бы не заметил? Как и то, что он, с одной стороны, в крошечном стихотворении повторяется (\»рабов\» — \»народ\», \»господ\» — \»мундиры\»), а с другой нарушена последовательность: во второй строке — сначала \»рабы\», а потом \»господа\», а в третьей, наоборот, сначала \»мундиры голубые\», а уж потом \»народ\». Не заметно, что получились \»рабы\» в \»голубых мундирах\» и т.п.?
И как Лермонтов мог написать:
\»Прощай,… Россия,
………………………….
И вы, мундиры…,
И ты,… народ\»?

Ведь он не покидал родину, уезжал не за границу, а на Кавказ, где те же мундиры (только не голубые, а синие) и народ хоть и несколько другой, но тоже подданные Российской империи.
У Л. Лурье, как ни странно для профессионала, подобных вопросов к тексту не возникло…

\»Каждый еврей — потенциальный русский писатель\» (Валерий Фрид, советский сценарист).

Некоторым таким \»русским писателям-историкам\» непременно нужно самоутвердиться за счёт грязи и лжи в центральных СМИ в адрес великого русского поэта в день его юбилея, публично продемонстрировав собственное невежество и \»воспитанность\».
И вот такие \»специалисты-профессионалы\» у нас нынче везде…

Я считаю, что Л. Лурье обязан принести публичные извинения и потомкам Лермонтова, и его почитателям.
16, 21.10.2014


Добавить комментарий