Я – Божий Клоун.
Не подвески…
А бубенцы звенят дождём.
Работой новою –
“не женской” –
За…Я – Божий Клоун.
Не подвески…
А бубенцы звенят дождём.
Работой новою –
“не женской” –
За что-то был вознаграждён.
С Небес –
“на публику” –
…сошедший…
…И уж обратно заждались…
А я… – ну точно, – СУМАСШЕДШИЙ!..
…Лечу за бубенцами…
…вниз.
За… КОЛПАКОМ своим атласным.
ПОД ним – повержен…
…Побеждён?..
Я – ОПЫТ – трудный…
…и Прекрасный…
Опасный?…
Что же… подождём…
Горят…
ПОДМОСТКИ!! –
Не подвески…
Не Музыка – а ПОТ!! – ДОЖДЁМ!…
РАБОТОЙ – ЖЁСТКОЮ – НЕ-ЖЕНСКОЙ –
За что-то я…
…Вознаграждён?..
Большой ли?..
Малый?..
МАРИИНСКИЙ.
А сам – как будто и не здесь…
“Не… ЖЕНСКИЙ”?..
“НЕЖЕНский”?..
Н И Ж И Н С К И Й .
ВНИЗУ – ПО(д)ВЕРЖЕН – так и есть.
ТЫ – не придворный.
Не подвески…
И не бубенчики…
…ЗВЕНЯТ…
Работой – чёрною – “не женской”…
Не БОГ,
но… ДОК.
ПРЕОБРА…ЖЕНСКИЙ?..
И “ТЫ” – не ты…
И “Я” –
не я.
21.10.14
__________________
Примечания:
Вацлав Фомич Нижинский – русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца.
Учился в Петербургской балетной школе. Выступал в Мариинском театре.
С 1913 – в эмиграции: ведущий танцовщик и балетмейстер труппы “Русский балет Дягилева”.
Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность.
Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, дерзким экспериментатором, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность.
Вацлав Нижинский был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле. Его партнершами были Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева.
Нижинского называли “восьмым чудом света”, высоко оценивая его талант.
За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали “человеком-птицей”.
В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками – многим казалось, что танцор “зависает” в воздухе. Когда он – бог балета – зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
“Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…” (Жан Кокто)
Нижинский обладал редкой способностью полного внешнего и внутреннего перевоплощения, незаурядными мимическими способностями.
“Мне страшно, я вижу величайшего актёра в мире”. (Сара Бернар)
На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Неудачи преследовали его. Пережитые волнения сильно травмировали слабую психику Нижинского, что в конечном итоге повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста.
“Сумасшедший божий клоун” – так называл себя сам Вацлав Нежинский.
На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.