О смерти

О смерти
из записок Иеросхимонаха Иоанна (Суханова) 1806-1877
Смерть человеческая разделяется на три смерти, на естественную, на скоропостижную и на насильственную….О смерти
из записок Иеросхимонаха Иоанна (Суханова) 1806-1877
Смерть человеческая разделяется на три смерти, на естественную, на скоропостижную и на насильственную. Смерть, кроме скоропостижной и насильственной, естественная приходит к человеку постепенно, с провозвестниками своими. Во-первых, делает в его теле расслабление и болезнь; во вторых, оскудение сил; в-третьих, останавливает телодвижение; в-четвёртых, отнимает аппетит к пищи; в-пятых, прекращает сон, и проч. Также прекращается в душе его деятельность, смышление, предприятие и творчество. И тогда душа начинает слышать голос совести. Наконец, когда язык изнеможет, глас умолкнет, безгласные выражения будут реже, и чувственные органы все закроются и умолкнут. Тогда душа чувственная оставляет голову и переходит в сердце, и тогда уже она теряет сообщение с мiром земным и увидит другой мiр, ею невиданный, и услышит то, о чём не слыхала. И смерть её скоро изгонит и из сего сердечного приюта во свет иной, и весь её состав телесный предаст тлению по Суду Божию. И так прекратится союз души с телом до общего всем воскресения.
Нет в мiре вещи прискорбнее, мучительнее и ужаснее смерти! Многие желают лучше переносить узы, темницы, болезни и мучения, нежели подъять смерть. Ибо страшны предсмертные борения во всем составе телесном, в членах потрясение, в дыхании тягота, в сердце скорбь и терзание. Ибо смерть отделяет неотделимое существо, рассекает узы естественные, разлучает не разлучаемое с мiром, с вещами тленными, с родными и друзьями. Тогда и совесть сильно терзает грешную душу, а тело мучается болезнями. И тут душа увидит скопище духов злых, окружающих её и хотящих пояти её, как свою сослуживицу в бездну ада.
Никто не может описать тогдашний страх, смятение и тяготу, страдание, терзание и мучение, которое производит смерть грешнику. Когда одно воспоминание о смерти причиняет много смущений и ужасов (и сушит кости), то колми паче её приближение и видение при часе смертном. Ибо тогда человек ни в какой вещи земной не найдёт себе надежду и утешение, ни в родных, ни в друзьях, ни в чести, ни в богатстве, всё тогда будет ничтожно и несущественно для него.
Как бы ни была велика наша христианская надежда на Божие милосердие и на заслуги Искупителя, однако никто, ни праведный, ни грешный человек, не может равнодушно встретиться со своею смертью. Ибо она невольно всякого поражает глубоким горем и невыразимой печалью. Но жизнь, какая бы она ни была, есть бесценна для всякого человека и животного, все оную хранят аки зеницу ока, бдительно, и все способы употребляют для сохранения оныя, но и в отчаянных случаях обращаются к Богу, могущему спасти от смерти, молитвою и покаянием.
Многие из нас, к сожалению, равнодушно смотрят на дело спасения. Так, часто блага души и вся блаженная вечность ставится ниже житейских расчётов и выгод. За сие невнимание наше и смертность холерную на исправление наше Бог на нас попускал (как сие видеть можно было в холерных годах 1830, 1848 и 1871). Ибо всех веков истории удостоверяют нас в истине, что не было, нет, и не будет на земле истинной радости, которая есть только в едином истинном Боге, а кроме Него все – превратно, несостоятельно и тленно, и смертно.


Добавить комментарий