Матуля-мамачка, тваю любоў
я берагу – так трэба дзецям.
Са мною побач ты – і нават, пасьля сьмерці…
Прачнулась боль –
хавалась недзе,
я берагу – так трэба дзецям.
Са мною побач ты – і нават, пасьля сьмерці…
Прачнулась боль –
хавалась недзе,
ў сэрцы…
Ці многа я табе, з свайго жыцця аддаў –
каб ты спакойна адыйшла ў нябыцце…
Ты, нават у жыцця апошні Час,
шаптала нам свой матчыны наказ:
– Каб не чапляла аніколі вас бяда –
адзін другога, дзетачкі,
любіце…
Матуля-мамачка, дазволь,
хоць зараз, прад табою павініцца –
я не паспеў цябе пабачыць перад сьмерццю.
Таму – і боль,
сядзіць там,
у маім дзіцячым сэрцы…
*+*
2 лістапада 2014 г.
Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды) православные отмечали на третьей неделе после Покрова. Это день поминания предков. В народном календаре существует алгоритм
для вычисления дат всех народных праздников.
Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября,
Весной, на “Радуницу” принято навещать умерших на кладбище, а сегодня приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения.
Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Хозяин дома зажигал свечку, читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в чётном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам. На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.