всевОлишь 4

* * *
Слова представятся и замолчат,

как будто ожидая представлений

от слов других; другие же кричат:

представившийся нами автор – «Гений»!
* * *
Слова представятся и замолчат,

как будто ожидая представлений

от слов других; другие же кричат:

представившийся нами автор – «Гений»!
Как глупо! Те же самые слова

употребит к себе любая «бездарь»!

Чего кричать им лишь на тех правах,

что остающихся пока без права – бездна!
Правы и идеальны все слова, –

пусть, вслушиваясь в них, порой не понял,

откуда звон, но всё же голова

гудит, – и, значит, есть источник звона.
Как глупо думать, будто есть слова,

которые, поскольку их не знают,

не значат ничего, – а в головах

есть только то, что молча понимают!
Словами лгут, что не хватает их

сказать о \»чувствах, что не поддаются

пустым словам\», – но разве как \»пустых\»

страшатся их, когда они найдутся!
Иному словоблуду не сыскать

и слова, преисполненного смыслом, –

но у него ли по словам тоска! –

ему бы впору тосковать по мыслям.
Слов не исчислить, – и, держу пари,

когда они \»не те\», то значит \»эти\»

ещё не посетили словари,

и даже там – легко ли их заметить!
В словах ли дело? Коль мы говорим

с охотой только то, что всем известно,

не сами ли избыток мы творим

того, что в слове не находит места?

Не сами ли опустошив слова

в бесплодном пустомельстве тавтологий,

мы слышим лишь, как треплется молва,

чей смысл всегда – и плоский, и убогий?
Но, если бы и самого Петра

просили мы за нас замолвить слово

пред Богом, разве не терзал бы страх

нас перед тем, что не волшебно ново,

не трепетно, не точно, но старо

и злобно пошло, то есть бестолково

оно окажется, – и Судный рот

к нам не смягчит решающее слово – ?

___________________________________

(Покрыт уже слезами я… И весь…
Как та Инесса… вся — под волосами…

Что делать!!! Если и в присутствие небес

мы снова плачем… теми же словами… сами…)
ПРИТЧА СО СЛУЧАЙНОЙ МОРАЛЬЮ
У императора было три сына,

тридцать советников и триста слуг,

всадников тысячи три, но, помимо

тридцати тысяч придворных, был друг.
Друг был один. Да ещё и – застольный

у Самого! – был он сам из крестьян…

Оба ли были друг другом довольны

или не очень, но – были друзья.
Жизнь шла и шла себе. Дружба же – следом…

Но приключилась нелёгкая вдруг:

друг из крестьян занемог, – и к обеду

зря ожидал его царственный друг.
Шёл день за днём, а его сотрапезник

(и собеседник, но – после еды)

всё не показывался. Бесполезно

ломили стол поварские труды:

так закручинился наш император,

что позабыл даже бренную плоть!

…И вскоре сил безвозмездная трата

дала свой последний и горестный плод.

……………………………………………………………..
Тем временем хворь одолевший крестьянин

(крестьянская кухня пошла ему впрок)

явился, как принято было друзьями,

к обеду и… даже присвистнуть не смог.
Лежал в гробу его друг император;

украшенный яствами катафалк

уже готов был: немыслимой тратой

казне обошёлся сей траурный бал.
В обход всех обрядов, резонов, традиций

гора всякой снеди вздымалась с земли

до самого неба, – уж чем насладиться

и что за гурманы бы здесь не смогли!
Указом монарха, почившего в бозе,

предписывалось: \»Начинать этот пир

лишь с явкой…\» Кого? Где вообще его носит

проклятого сукина сына!
– Весь мир

в тот день, омрачивший светлейшее царство,

напрасно чего-то усиленно ждал:

ещё раз ругнулся глава государства

и, с руганью этой, умолк навсегда.

……………………………………………………..
Но — как теперь быть? Обомлев, и виновник

застыл, словно камень. Что рёк сгоряча

Великий, потом перескажет чиновник,

теперь же – стоять и молчать битый час?!

Да сколько же можно! Давай, простофиля!

Мир снова завертится с первым словцом

крестьянского сына, – мы б ели да пили…

Смотри себе смерти голодной в лицо,

коль это тебе ещё не надоело –

все, кроме тебя, насмотрелись уже!

Дух духом, но есть ещё бренное тело, –

негоже душе щеголять в неглиже!
(На самом ли деле так долго на друга

крестьянин глядел, или это другим

казалось – не важно; весь двор нам порука,

что голоду всё-таки сказано: сгинь!)
\»Вот это да!..\» – наконец, приглушённо

он вымолвил, – и, вероятно, совсем

внезапностью горя такого сражённый,

у катафалка на землю он сел.

\»…Наверное, мы с тобой, точно, дружили,

коль даже и волей последнего дня

ты, друг, позаботился, чтобы накрыли

вот этот обеденный стол… Для меня!

Спасибо, друг. Нет, такого не ждал я, –
всегда ты был мастер меня угостить,

но вот с похоронного катафалка

ещё не случалось гастрит уносить.

Но, будь спокоен, уж я постараюсь, –

хотя ситуация мне и чудна,

но – да неужели же я растеряюсь

на столь хлебосольных похоронах!

С чего бы начать…\»
С краю кисть винограда

почти с птичьей бодростью он отщипнул…

\»Дружили они? Может, впрямь – так и надо?\» –

двор тихо обмолвиться не преминул, –

\»Не эту ли мудрость лишь простолюдина

Отец и Правитель наш в нём оценил?

Пойдёмте, помянем и мы Господина –

видать, до сих пор Он народом ценим…\»
Вот так и закончилась эта дружба…

А, впрочем, ведь как и тянулась она – :

побыть императору другом – лишь служба,

побыть императором другу – хана.
ХВАЛА СИНОПТИКАМ!
Вот это дождь!
А обещали, будет слабый…

Что ж, впав в зависимость от метеоуслуг

(бишь, веря в них), чего корить кого-то лишней влагой!

Тем более, под крышей разве лишь на слух

она и льётся шепелявой дробью…
Вот, говорят, 7000 (что ли) лет назад

был ДОЖДЬ.
Мы слушаем порой, не двинув даже бровью,

что «лил как из ведра» или «стоял сплошной стеной» – смешно сказать…
Уж если подбирать определение

той непогоде и название посуде, из

которой совершилось затопление

Водой Земли, то надо бы смотреть отнюдь не в низ

(как «в суть» и «в корень зла») на кухонную утварь и калоши,

что в наших ручейках, покачиваясь и вертясь, однако не спешат

тонуть…
Нет, нужен взгляд на Небеса, на хляби Их – т. е. упрямее и проще,

и, может быть, буквальнее –
на угрожающую выразительность Большого звёздного ковша.
Ведь именно оттуда, сверху, и была тогда метеосводка,

а также – указания, как получателю отреагировать на сей прогноз

помимо полного доверия ему…
И, надо думать, вот как

нам тоже не соврали: да, возможно, через ноги вымокнет и нос –

но ведь от силы на неделю лишь! – Пусть, высшего терпения заложник,

и несколько неточно следует словам метеоролога заставший нас врасплох поток,

но всё-таки идёт, как и обещано нам было, просто дождик,

а не сорокадневный и доисторически несоразмерный нам Потоп.
МЕТАФОРА
В язык – как в воду:

за искомым смыслом (или словом)

ныряешь, как за утопающим, подозревая,

что \»как\» скрывает или отдаляет осознание того, кто он.

И, даже если отыскал и вытащил к поверхности,

ещё совсем не значит – откачаешь.

Скорей, уж захлебнёшься сам. – И кто есть кто
пытается установить уже другой ныряльщик –
быть может, снова ты, глотнувший воздуха…

Так и ныряем.
В глубинных уровнях язык

чрезмерно плотен, чтобы им дышать.

Там он доводит до удушья, или –

коль он, и в самом деле, вроде моря –
до некоего дискурсивного подобия кессонного синдрома;

и, даже вынырнув, среди поверхностных людей

слывёшь едва ли не безумцем.

Ведь ничего им внятного уже не скажешь:

обилие словесного (не выводимого!) азота в лёгких

(да нет, в крови уже… А где места,
куда б она не добралась, дурная!) обрекает
на бормотание помешанного или хрипы,

подобные, к примеру, тем, что исторгаются порой из трупов

и забавляют лёгкой жутью
паталогоанатома, когда он в морге (…тоже – море…)

Лечиться бесполезно: речь,
как правило, продолжит исторгаться

как бы вонючей, мутной и болезнетворной жижей,

хотя «должна бы вырываться сильным свежим ветром».
(«Да, мы не там искали, надо жить в горах!»)
Не превышайте глубины, где из ныряльщика в язык

становитесь его балластом – донным илом,

сгущённым органическим осадком,

утопленником, что, и всплыв, не может почитаться за пловца.
Однако, даже на поверхности

иная чуткость к набегающим волнам

ведёт к морской болезни

и тянет вниз, на дно – отнюдь не ради любопытства,

но только лишь бы не тошнило –

туда, где не качает – лишь несёт,

но, к сожалению, бывает, увлекает глубже.
Быть может, лучшее чего не удаётся здесь достичь –

так это превращений в нечто, вроде лингвистической медузы.
ПОСМЕРТНАЯ ПРИПИСКА
(«Пляж есть пляж. Вижу яхт скольжение.

Я лежу на песке. Не хочу вставать.

У покоя свои движения.

Их не видно. Их надо чувствовать.»
Александр Бочинин †)

…Погоди ещё, зов дороги,

пылом странствий гулять по венам,

мне так мягко ударила в ноги

праздность – хмелем отдохновенным…
Вот она – созерцания зона!

И блаженная определённость –

что для линии горизонта

благодатна его удалённость.
Мне почаще бы не приближаться

к мелочам её, застревая

в них, и помнить бы, что бежать за

неё заставляет кривая
легковерного чтенья с ладони…

Даже если судьба не чавела,

тем вернее она и нагонит –

вплавь, пешком ли, а то и на вело…
(Даже если судьба и цыганка,

весь вояж – как в казённом доме

ухищрения негоцианта, –

не спеши потирать ладони:
вроде бы и договорился

о цене – куплен рвач! – а дело –

с одного-то пухового рыльца! –

дрянь: уже с бородой, чавела…)
Я не знал: можно думать и лучше

о воде под устойчивым камнем,

что «не всякий ходок есть идущий»,

и порою как об истукане:

«чо застыл?!» – брякнет лишь раздражение

спешки…
С ней я уже не ищу родства:

торопливости зуд и жжение –

мне велит консилиум чувств – отвадь!..
«…У покоя свои движения.

Их не видно. Их надо чувствовать».
***

Если не на что и негде жить,

то и нЕхер. — Что ж не успокоюсь?!

Всё пытаюсь — и всерьёз! — сдружить

…божий промысел\» и \»сатанинский происк…
Это не ошибка христиан,

а законность доксы: \»Спите крепче!

Вас ещё разбудят, и сеанс

будет прерван. А пока — так легче\».
И Кому — неважно. Пусть и князь

мазан миром, а не небесами —
это лишь религия; на связь

с небом мы уже выходим… сами.
… — 2014


Добавить комментарий