Календарь поэзии. 9 ноября

Капнист Василий Васильевич (12 (23) февраля 1758, село Великая Обуховка ныне Миргородского района Полтавской области — 28 октября (9 ноября) 1823, село Кибенцы, там же) — русский поэт, писатель, выдающийся…Капнист Василий Васильевич (12 (23) февраля 1758, село Великая Обуховка ныне Миргородского района Полтавской области — 28 октября (9 ноября) 1823, село Кибенцы, там же) — русский поэт, писатель, выдающийся драматург.
Дед Василия Капниста, Петр Христофорович, переехал на Украину с греческого острова Заната. Отец, Василий Петрович, был воином, вначале сотником Слободского полка, затем полковником Миргородского полка и бригадиром. Он был известен своими успехами в ряде сражений. Василий Петрович принимал участие во взятии Очакова в 1737 году. За доблесть его назначили командиром слободских полков, а также наградили несколькими селами в Миргородском повете. Василий Петрович Капнист, будучи незаурядным и прекрасно образованным для своего времени человеком, стремился дать своим детям надлежащее образование. Детей в семье было пятеро, а трое младших из них были рождены второй женой Василия Петровича, Софьей Андреевной Дуниной-Борковской. Шестым ребенком стал Василий Васильевич Капнист, но отцу не удалось его увидеть. В это время он участвовал в войне с Пруссией и 19 августа 1757 года погиб в бою при Гросс-Егерсдорфе.
Детство Василия Капниста прошло в родовом имении его семьи Обуховке. Мать, происходившая из знатной дворянской семьи, не имела хорошего образования, но была очень умна. Она серьезно занималась образованием и воспитанием детей. Она учила их сама и приглашала к ним учителей из соседнего Нежинского греческого братства. Еще дома Василий Капнист изучил немецкий и французский языки.
В пятнадцать лет он, как сын заслуженного военачальника, поступил в полковую школу при лейб-гвардии Измайловского полка. Он был зачислен в Измайловский полк капралом. Василий Капнист прилежно учился в полковой школе, которая находилась под покровительством А. Бибикова, просвещенного человека, который тоже писал стихи. Через полгода Василий Капнист был произведен в подпрапорщики, а еще через несколько месяцев ; в сержанты. В полковой школе Василий Капнист подружился с Н.А. Львовым.
В 1772 году Василий Капнист перевелся в лейб-гвардии Преображенский полк. Спустя три года он получил свой первый офицерский чин. Там он в 1773 году познакомился со своим будущим другом Державиным, который только начинал свой творческий путь. Приблизительно в это же время Василий Капнист подружился с И. Хемницером, поэтом-баснописцем. Василий Капнист входил в литературный кружок, в центре которого был А. Львов, знаток и ценитель литературы и искусства. Друзья все больше сближались посредством литературных занятий.
В те годы, которые Василий Капнист прожил в столице, он усиленно работал над расширением и пополнением своего образования. Он изучал иностранные языки, как древние, так и современные, а также творчество классиков русской и зарубежной литературы.
В июле 1775 года Василий Капнист вышел в отставку, не чувствуя какой-либо склонности к военной службе. Тогда он посвятил себя литературному творчеству. Его первым напечатанным произведением была ода в честь победы над Турцией. Она была написана по-французски в 1774 году, а опубликована в 1775 году.
Известность Василию Капнисту принесла «Сатира первая», которая была опубликована в 1780 году, в период, когда злободневные, острые, политические сатиры были запрещены. С 1780 года Василий Капнист сотрудничал с журналом «Санкт-Петербургский Вестник». В июньском номере этого журнала и была опубликована «Сатира первая». Эта сатира содержала довольно резкие суждения об отдельных представителях литературного мира. Сатира стала причиной скандала. Автор смело заклеймил как бездарностей многих писателей, которые в будущем были совершенно забыты. Василия Капниста поддержал И. Хемницер, опубликовавший в «Санкт-Петербургском Вестнике» свою басню «Черви» и различные эпиграммы. В дальнейшем сатира была переиздана в «Собеседнике любителей русского слова». Негативные выпады Василия Капниста были из нее исключены. Произведение автор переименовал в «Сатиру первую и последнюю».
В 1781 году состоялась свадьба Василия Капниста и Александры Алексеевны Дьяковой, которая была сестрой жены Львова и жены Державина. Теперь Капнист, Львов и Державин были не только друзьями, но и членами одной семьи, женившись на сестрах Дьяковых. В этом же году Василий Капнист стал руководить группой автономистов. Под его руководством был разработан проект восстановления казацкого войска.
В 1782 году Василий Капнист был избран предводителем дворянства миргородского уезда. В том же году, в августе, он получил должность контролера в главном почтовом правлении, под начальством А.А. Безбородка.
В мае 1783 года Василий Капнист оставил службу и вернулся на родину. В январе 1785 года киевское дворянство избрало его в губернские предводители.
В 1783 году он написал лирический монолог «Ода на рабство». В этом произведении он высказался от имени закабаленных крестьян, оказавшихся под игом державы. Он призвал отменить указ от 3 мая 1783 года о том, что крестьяне Киевского, Черниговского и Новгород-Северского наместничеств объявлялись крепостными. Иначе, по словам автора, он не мог бы искренне воспевать деяния Екатерины II Великой. Эта ода была «неудобной для печати», но тем не менее среди образованных людей она была известна. Напечатана она была только в 1806 году в сборнике «Лирические сочинения».
После указа Екатерины II о том, что в прошениях к ней следует заменять слово «раб» словом «верноподданный», Василий Капнист в своей «Оде на истребление звания раба», написанной в 1787 году, изобразил картину всеобщего благоденствия, будто рабство действительно было отменено. Эта ода стала началом сотрудничества Василия Капниста с «Новыми Ежемесячными Сочинениями», которые были продолжением «Собеседника любителей русского слова».
В 1785 году Василий Капнист стал членом Российской Академии наук. Впоследствии он участвовал в создании Словаря Академии Российской.
Спустя два года, в 1787 году, Василий Капнист был назначен на должность главного надзирателя Киевского шелковичного завода.
Литературный вкус Василия Капниста и чистоту его языка высоко ценил Карамзин, который в 1790–х годах предложил ему сотрудничать в изданиях «Московский журнал» и «Аониды». В дальнейшем Василий Капнист печатался во многих других журналх и был почетным членом казанского и московского обществ любителей словесности.
В 1796 году вышло первое собрание сочинений Василия Капниста, состоящее из четырех разделов: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи» и «Эпиграммы». Некоторые произведения из этого собрания сочинений были опубликованы впервые. Это была «Ода на смерть Плениры», «Ода на дружество», «Ода на уныние» и другие.
В 1797 году Василий Капнист, будучи уже в отставке, приехал в Петербург по делам. Это совпало с Высочайшим поведением выслать из столицы не служащих дворян. Чтобы получить возможность увеличить время своего пребывания в столице, Василий Капнист попросил Л.А. Нарышкина предоставить ему службу. Таким образом, 31 октября 1799 года Василия Капниста причислили к театральной дирекции и назначили его на должность «по рассматриванию всех пьес и переправливанию оных». В этот период Петербургский театр был в упадке. Публика к нему заметно охладела. Василий Капнист направил все усилия на возрождение Петербургского театра. Для этого он вызвал талантливых московских артистов Сахарова, Шушерина и Пономарева. Эта деятельность Василия Капниста имела успех. Он состоял в театральной дирекции до 14 августа 1801 года. При увольнении он получил в награду чин статского советника.
В начале века Василий Капнист вошел в литературный кружок А. Оленина. В доме Оленина он познакомился с А. Озеровым и К. Батюшковым, поощряя их литературные занятия. Также Капнист был приятелем Н. Гнедича, и подал ему идею перевода Илиады.
Немалую литературную известность Василию Капнисту принесла его комедия «Ябеда». Впервые она была поставлена в Петербургском Каменном (Большом) театре 22 августа 1798 года. В том же году она была напечатана. Поводом к сочинению этой комедии стала судебная тяжба, которую Капнист вел со своим соседом, помещиком Тарновским. Процесс был начат еще матерью автора и длился несколько десятков лет. Соседи незаконно присвоили себе одно из имений семьи Капнистов. Пьеса описывает несправедливый и бессмысленный механизм судопроизводства, мошенничество и взяточничество чиновников. Комедия имела благополучную концовку, которая тем не менее выглядела искусственной. Общественное значение пьесы и напряженность действия стали залогом блестящего успеха комедии. Критики отзывались о ней очень хорошо.
Однако спустя всего два месяца пьеса была запрещена Высочайшим повелением Павла I. У издателя конфисковали печатное издание с последующим запретом ставить ее на сцене. Этот запрет объясняется тем, что Василий Капнист, обличая взяточников, обзавелся множеством врагов из числа чиновников. Они предприняли меры, чтобы представить его человеком, опасным для общества. В 1805 году после смерти Павла I комедия снова была разрешена и имела успех в театре еще несколько десятилетий. Многие выражения из этой популярной комедии стали пословицами.
Помимо «Ябеды», Василий Капнист написал еще несколько драматических произведений, которые не имели особого успеха. Автор и сам считал их слабыми и впоследствии высмеял в эпиграммах. Пастушеская опера «Клорида и Милон» в одном действии имела сюжет из жизни древних греков и была представлена в ноябре 1800 года. Комедия «Сганарель, или мнимая неверность» в трех действиях представляла собой переделку комедии Мольера. Она была поставлена в мае 1806 года. Трагедия «Антигона» в пяти действиях была поставлена в сентябре 1814 года.
В 1802 году Василий Капнист был назначен генеральным судьей Первого департамента Полтавского генерального суда.
В 1806 году было издано самой полное собрание сочинений Василия Капниста «Лирические сочинения». Четвертый раздел включал в себя переводы произведений Анакреона и Горация.
С 24 марта 1812 года по 19 февраля 1818 года Василий Капнист служил в департаменте народного просвещения.
Под впечатлением от событий Отечественной войны 1812 года Василий Капнист написал поэму «Видение плачущего над Москвою россиянина». Из-за цензуры эта поэма не была опубликована, так как автор обвинял в бедствиях страны чиновников, духовенство и дворян.
В 1819 году Василий Капнист путешествовал по Крыму. Он обратил внимание, что древние памятники старины подвергаются разрушению и истреблению, и доложил об этом князю Голицыну. В результате для решения этого вопроса в Крым были командированы архитектор Паскаль и академик Келлер.
В 1822 году Василий Капнист был избран губернским предводителем дворянства Полтавской губернии. Последние годы своей жизни он провел в Обуховке. Василий Капнист дружил со своими соседями: опальным вельможей Д. Трощинским, переводчиком и драматургом С. Муравьевым-Апостолом, родителями Н. Гоголя.
Практически перед смертью Василий Капнист поприветствовал восстание в Греции своим «Воззванием на помощь Греции» и «К восставшему греческому народу». Эти произведения перекликались со стихотворениями Пушкина, Рылеева, Кюхельбекера и Веневитинова на эту же тему.
В 1823 году Василий Капнист скончался от воспаления легких в имении своего друга Д.П. Трощинского, в селе Кибенцы. Он был похоронен в своем имении в Обуховке, которое не раз воспевал в стихах.
Поэтическая деятельность Василия Капниста выражалась, прежде всего, в одах, которые подразделялись на множество видов. Любимым классическим автором Василия Капниста был Гораций. В последние годы жизни Василий Капнист много переводил его, но эти переводы включали в себя много субъективного, поэтому их можно назвать скорее подражаниями. Василий Капнист не был хорошо известен как лирический поэт. Несмотря на это, отдельные его произведения весьма ценились современниками. Гоголь находил в творчестве Капниста «аромат истинно-душевного чувства». Но это чувство чаще всего являлось меланхолией, которой в произведениях Капниста было довольно много. Это заметил также И.И. Дмитриев, и позже подтвердил Белинский. В 1849 году вышло еще одно издание собрания сочинений Василия Капниста. Оно являлось наиболее полным, но не включало оду «На рабство» по цензурным соображениям.
****
На смерть Юлии
Уже со тьмою нощи

Простерлась тишина.

Выходит из-за рощи

Печальная луна.

Я лиру томно строю

Петь скорбь, объявшу дух.

Приди грустить со мною,

Луна, печальных друг!
У хладной сей могилы,

Под тенью древ густых

Услышь мой вопль унылый

И вздохов стон моих.

Здесь Юлии любезной

Прах милый погребен.

Я лить над ним ток слезный

Навеки осужден.
Подобно розе нежной,

Ты, Юлия! цвела.

Ты в жизни сей мятежной

Мне друг, мне всё была.

Теперь, тебя теряя,

Осталось жижнь скончать

Иль, скорбью грудь терзая,

Всечасно умирать.
Но песни сей плачевной

Прервать я должен стон:

Слезами омоченной

Немеет лиры звон.

Безмолвною тоскою

Сильняй теснится дух:

Приди ж грустить со мною,

Луна, печальных друг!
1788
***
Ода на рабство
Приемлю лиру, мной забвенну,

Отру лежащу пыль на ней;

Простерши руку, отягченну

Железных бременем цепей,

Для песней жалобных настрою,

И, соглася с моей тоскою,

Унылый, томный звук пролью

От струн, рекой омытых слезной;

Отчизны моея любезной

Порабощенье воспою.
А ты, который обладаешь

Един подсолнечною всей,

На милость души преклоняешь

Возлюбленных тобой царей,

Хранишь от злого их навета!

Соделай, да владыки света

Внушат мою нелестну речь,—

Да гласу правды кротко внемлют

И на злодеев лишь подъемлют

Тобою им врученный меч.
В печальны мысли погруженный,

Пойду, от людства удалюсь

На холм, древами осененный,

В густую рощу уклонюсь,

Под мрачным, мшистым дубом сяду.

Там моему прискорбну взгляду

Прискорбный всё являет вид:

Ручей там с ревом гору роет,

Унывно ветр меж сосен воет,

Летя с древ, томно лист шумит.
Куда ни обращу зеницу,

Омытую потоком слез,

Везде, как скорбную вдовицу,

Я зрю мою отчизну днесь:

Исчезли сельские утехи,

Игрива резвость, пляски, смехи;

Веселых песней глас утих;

Златые нивы сиротеют;

Поля, леса, луга пустеют;

Как туча, скорбь легла на них.
Везде, где кущи, села, грады

Хранил от бед свободы щит,

Там тверды зиждет власть ограды

И вольность узами теснит.

Где благо, счастие народно

Со всех сторон текли свободно,

Там рабство их отгонит прочь.

Увы! судьбе угодно было,

Одно чтоб слово превратило

Наш ясный день во мрачну ночь.
Так древле мира вседержитель

Из мрака словом свет создал.

А вы, цари! на то ль зиждитель

Своей подобну власть вам дал,

Чтобы во областях подвластных

Из счастливых людей несчастных

И зло из общих благ творить?

На то ль даны вам скиптр, порфира,

Чтоб были вы бичами мира

И ваших чад могли губить?
Воззрите вы на те народы,

Где рабство тяготит людей,

Где нет любезныя свободы

И раздается звук цепей:

Там к бедству смертные рожденны,

К уничиженью осужденны,

Несчастий полну чашу пьют;

Под игом тяжкия державы

Потоками льют пот кровавый

И зляе смерти жизнь влекут;
Насилия властей страшатся;

Потупя взор, должны стенать;

Подняв главу, воззреть боятся

На жезл, готовый их карать.

В веригах рабства унывают,

Низвергнуть ига не дерзают,

Обременяющего их,

От страха казни цепенеют

И мыслию насилу смеют

Роптать против оков своих.
Я вижу их, они исходят

Поспешно из жилищ своих.

Но для чего с собой выводят

Несущих розы дев младых?

Почто, в знак радости народной,

В забаве искренней, свободной

Сей празднуют прискорбный час?

Чей образ лаврами венчают

И за кого днесь воссылают

К творцу своих молений глас?
Ты зришь, царица! се ликует

Стенящий в узах твой народ.

Се он с восторгом торжествует

Твой громкий на престол восход.

Ярем свой тяжкий кротко сносит

И благ тебе от неба просит,

Из мысли бедство истребя,

А ты его обременяешь:

Ты цепь на руки налагаешь,

Благословящие тебя!
Так мать, забыв природу в гневе,

Дитя, ласкающеесь к ней,

Которое носила в чреве,

С досадой гонит прочь с очей,

Улыбке и слезам не внемлет,

В свирепстве от сосцев отъемлет

Невинный, бедственный свой плод,

В страданьи с ним не сострадает

И прежде сиротства ввергает

Его в злосчастие сирот.
Но ты, которыя щедроты

Подвластные боготворят,

Коль суд твой, коль твои доброты

И злопреступника щадят,—

Возможно ль, чтоб сама ты ныне

Повергла в жертву злой судьбине

Тебя любящих чад твоих?

И мыслей чужда ты суровых,—

Так что же?— благ не скрыла ль новых

Под мнимым гнетом бедствий сих?
Когда пары и мглу сгущая,

Светило дня свой кроет вид,

Гром, мрачны тучи разрывая,

Небесный свод зажечь грозит,

От громкого перунов треска

И молнии горящей блеска

Мятется трепетна земля,—

Но солнце страх сей отгоняет

И град сгущенный растопляет,

Дождем проливши на поля.
Так ты, возлюбленна судьбою,

Царица преданных сердец,

Взложенный вышнего рукою

Носяща с славою венец!

Сгущенну тучу бед над нами

Любви к нам твоея лучами,

Как бурным вихрем, разобьешь,

Их, к благу бедствие устроя,

Унылых чад твоих покоя,

На жизнь их радости прольешь.
Дашь зреть нам то златое время,

Когда спасительной рукой

Вериг постыдно сложишь бремя

С отчизны моея драгой.

Тогда — о лестно упованье!—

Прервется в тех краях стенанье,

Где в первый раз узрел я свет.

Там, вместо воплей и стенаний,

Раздастся шум рукоплесканий

И с счастьем вольность процветет.
Тогда, прогнавши мрак печали

Из мысли горестной моей

И зря, что небеса скончали

Тобой несчастье наших дней,

От уз свободными руками

Зеленым лавром и цветами

Украшу лиру я мою;

Тогда, вослед правдивой славы,

С блаженством твоея державы

Твое я имя воспою.
1783
***
Святый восторг благотворенья!

Что в мире сладостней тебя?

Благого образ провиденья:

В других зреть счастливым себя,

Добру все посвятить мгновенья,

Несчастных как родных любя.
Кто благо обще назидает,

Достоин тот любви сердец,

Но он признанья не алкает,

Не льстит его наград венец:

Награду в сердце обретает

Сердечно чувствие, не льстец.
Героев славила вселенна,

Но славы глас замолк в веках;

Хвала, на камнях иссеченна,

И обелиски — пали в прах:

Благотворенья мзда нетленна,

Она нас ждет на небесах.

Святый восторг благотворенья!
1819


Добавить комментарий