Письмо-ответ Тиму Вестеру

ПИСЬМО-ОТВЕТ ТИМУ ВЕСТЕРУ
«По улицам души гуляет злоба…»
Тим Вестер, «Ты только…ПИСЬМО-ОТВЕТ ТИМУ ВЕСТЕРУ
«По улицам души гуляет злоба…»
Тим Вестер, «Ты только разлюби…»
Вместо предисловия

(ответ на реплику И-Вер, обвинившую меня в подобострастии к автору, пишущему под псевдонимом Тим Вестер)
Мне наплевать, кто там, за псевдонимом!..

Стихов и прозы я читаю строчки

И, если дух мой не проходит мимо

И раскрывает душу, словно почки

Весной на вербах, яблонях и вишнях, –

Тогда я с автором, – услышь меня, Всевышний!
Не знаю, кто Вы такая, но пытаться своим вопросом обвинить меня в лицемерии, по существу ничего не зная обо мне, по меньшей мере, глупо, если не сказать – бессовестно и подло.
Пусть хоть кем угодно будет Тим Вестер… (Кстати, раскрывать в сети общего пользования информацию об авторе, пользующемся псевдонимом, без его согласия – недопустимо!).

Когда впервые встретился на сайте с этим автором, прочитав 3-4 его стихотворения, то написал ему совершенно искренне, что почувствовал. Это было началом знакомства, но на этом всё и закончилось тогда, так как Тим Вестер дал мне понять, что в подобном общении он не нуждается. Всё. Пожелав ему всего доброго, больше я на его страничку не заглядывал, также, как и он на мою.
Но вот три дня тому назад друг мне написал (от Вас я никакой информации не получал), что на страничке Тима есть письмо, адресованное мне. Я прочитал письмо и с десяток стихов, а потом ещё за 2 дня и 2 ночи прочитал все стихи и эссе, выложенные на странице. Согласитесь,

что 3-4 случайные стиха и 66 – не одно и то же.
Мне совершенно всё равно кем является и чем владеет Тим Вестер, какой у него достаток и политический или иной вес, бомж он или социально значимый человек. Не знаю его как человека, но то, что им написано и опубликовано на открытом сайте, имею право читать, чувствовать, анализировать и отзываться так, как Бог мне на душу положит.
Человек я самодостаточный, не являюсь поэтом и соискателем массового признания, не стремлюсь к изданию написанного мной за чужой счёт и с целью извлечения прибыли (или средств для элементарного существования – как бывает у профессиональных литераторов), и потому свободен от каких-либо меркантильных соображений на этом сайте, кроме нормального человеческого доброжелательного общения при обсуждении творческого процесса и его результатов.
Не знаю, зачем я Вам всё это говорю, но если Вы та самая Ирина, которая уже однажды попыталась «встрясть» в выяснение наших отношений с Рафаэлем-Менделем по поводу моего стиха «Душа поэта», поддержав меня в очевидном (за что я ей был благодарен и определённо высказался в её поддержку, когда её совершенно незаслуженно обвинили в предательстве и хамстве), то как Вы можете позволить себе во второй раз наступать на те же самые грабли в моём ещё даже не начавшемся разговоре с Тимом Вестером?..
Пожалуйста, предоставьте нам возможность самим разобраться в наших взаимоотношениях.
Всего доброго Вам, кем бы Вы ни были.

……………………………………………………………….
Здравствуйте, Тим Вестер.
Вы даже представить себе не можете, насколько мне легче с Вами разговаривать теперь, после того, как удалось провести всего лишь три ночи наедине с Вашими стихами и прозой. Не пил, но был как во хмелю… :-))
А казалось бы всё должно было быть вовсе даже наоборот, — ну, как же иначе, — ведь проникся масштабом личности собеседника и прочувствовал огромную разницу «весовых» категорий. Но тем не менее – мне легко… Быть может ещё и потому легко, что поверил в Вашу искренность и боль. Душой. Не мозгом. Мозг я отключил. И отрешиться от «несимпатичных» слов, произнесённых Вами в «Лохотроне рифм» якобы в мой адрес, не составило никакого труда, поскольку мне сразу же стало ясно, что Ваша гениальность не распространяется на область физиономистики. Вы ничего во мне не угадали. И Ваш оскорбительный (с Вашей точки зрения) пассаж относился вовсе даже не ко мне и обидеть меня не мог никоим образом. Тем более, что «Лохотрон рифм» я прочитал уже после того, как «переболел» Вашим «Письмом»…
По существу. Начну с цитирования понравившегося мне двустишия известного Вам автора: «Уж лучше быть ограбленным в подъезде,/Чем встретиться с кретином в разговоре.», вдохновившего меня на следующие строки: «Пусть лучше робот мне проломит череп,/Чем мозг пожрёт какой-нибудь злой гений.»… Продолжу дальше с робкою надеждой, что эти две цитаты не про нас… и даже более того – не имеют к нам никакого отношения, кроме авторства… :-))
И сразу же хочу внести ясность в диспозицию на сайте:

по-Вашему – Вы – гений, я – не поэт;

по-моему – я – не поэт, Вы – гений; – подтверждение здесь: http://stihi.ru/2014/11/03/9490;

Вы – старый человек;

и я – уже немолод (почти ровесники, я старше Вас на года полтора всего лишь).
И всё же старше… Попрошу, – отметьте, –

При прочих равных – хоть на чуть, но ближе к смерти. ((-:
Как видите, – предмета нет для спора.

Есть только предпосылки к разговору.
Цель. Пишу, чтобы разглядеть себя изнутри, понять, что я из себя представляю, кто я такой и что мне сегодня от жизни надо, и что я ей сегодня могу дать.
Иногда мысли (как и сейчас) не хотят выстраиваться хотя бы в мало-мальски логическую цепочку. Перебивают друг друга, наслаиваются, дробятся, ветвятся, образуя некую расходящуюся систему, не имеющую на выходе внятного ответа. Захлёстывают как знакомые эмоции и чувства, так и те, которые ранее мне были неведомы.
Не сомневаюсь, что Вы пытались познать себя и понимаете о чём я говорю. Погружаться в себя можно по-разному. Можно просто на одном вдохе нырнуть без какой бы то ни было подготовки и приспособлений, оглядеться вокруг, пока круги перед глазами не пойдут и сознание не начнёт отключаться, и вынырнуть. И сначала обрадоваться тому, что смог вернуться, а уж потом попытаться вспомнить, что успел там в себе увидеть и почувствовать.

Но так много о себе не узнаешь, сколько раз ни заныривай.
Для того, чтобы погрузиться в глубины своего сознания (души), дойти до его (её) Космоса и суметь вернуться обратно без потерь, нужна серьёзная профессиональная подготовка и соответствующая экипировка. Тут маской с дыхательной трубкой и ластами не обойдёшься. Не поможет и гидрокостюм с аквалангом. Нужен, как минимум, глубокосознательный (глубокодушный) батискаф, надёжная страховка и удача – Божья помощь…
Извините за многословие, но без него мне трудно что-либо попытаться объяснить себе и Вам, – краткость никогда не была моей родной сестрой, может быть только двоюродной да и то изредка… :-)) Вот ещё и поэтому – не поэт…
Впрочем, на все вопросы, прозвучавшие в «Письме», мог бы ответить одной фразой: Все ответы Вы можете найти в моих стихах, рецензиях, замечаниях и репликах на сайте.
Но Ваше «Письмо» не позволяет мне так ответить.
Вы правы, такого отклика не получал и наверняка не получу. Мне было бы ещё проще разговаривать с Вами, если бы я не знал, кто Вы такой на самом деле. Тогда бы, возможно, не заметил в «Письме» вполне определённых противоречий и некоего искромётного лукавства, и периодически прорывающейся лёгкой издёвки. Не скажу, что это мне не нравится (сам, как видите, подобным чуть заражён), – литературно сделано мастерски, но особого восторга не вызывает, т.к. в этом случае полностью душевно открыться становится несколько сложнее.

А так хочется это сделать, – тем более Вы об этом просите и местами, как мне кажется, действительно искренне. Но всё же отдельными выплесками Вы спровоцировали у меня появление чувства предосторожности: этому парню палец в рот не клади – откусит руку по локоть… :-))
Ну, да ладно, – не впервой мне подставляться, – все стихи написаны с открытой душой (больше, чем есть в стихах, о себе открыть и добавить нечего), без намёка на какие-либо меркантильные соображения (как и Вы, складывал 50 лет в стол), и всё-таки, разместив их на сайте, собрал за полгода (наряду с весьма положительными рецензиями) и скрежет зубовный и обвинения в приспособленчестве и самомнении, и глупости, бесталанности и т.п. Так что мне терять нечего – буду самим собой…
Я не проводил экспериментов над собой, в течение полувека не опубликовывая написанное. Просто всегда, соизмеряя результаты своих творческих попыток с известными мне и любимыми мной образцами русской, советской и зарубежной поэзии, приходил к одной и той же неутешительной оценке написанного – поэтические опыты, не заслуживающие не только общественного внимания, но и внимания любого самого неискушённого читателя. Сначала всё уничтожал, но со временем (когда стали проскальзывать казавшиеся мне интересными и оригинальными рифмы, ритмы, строки, мысли) стал откладывать в стол, без особой цели, –
просто жалко стало выбрасывать. Много читал и многое знал наизусть. И прозу, и, особенно, стихи из сокровищницы отечественной и мировой лирики. Читал и со сцены в разных залах (от малых до больших) для разных аудиторий, участвовал в спектаклях «Театра Поэзии» и в их постановке, в многочисленных вечерах поэзии. Из театральной критики тех лет запомнил о себе одну фразу: «… его трактовки не всегда верны, но всегда пропущены через сердце», в которой «через сердце» звучало как «через мясорубку»… :-)) О душе тогда не принято было говорить. Но поверьте, именно потому, что воспринимал чудесные творения человеческого гения и сердцем, и душой, не мог даже помыслить о том, чтобы кого-нибудь познакомить со своими «залежами». И чем дальше, тем больше…
Я — не поэт ещё и потому, что мог в течение нескольких лет подряд не написать ни строчки и не испытывал при этом ни физического, ни душевного дискомфорта. И Ваше предположение о человеке, возомнившем из себя поэта, вызвало у меня улыбку сочувствия к обманывающемуся относительно меня гению. Однако и у меня бывали периоды, когда не мог обойтись без поэзии, когда она становилась единственной спасительницей, палочкой-выручалочкой, сохранявшей от полного распада. С ней я в минуты тупиковых (наполненных невыносимой болью) ситуаций «выпадал» на время из реального мира, забывая и о боли, и о непробиваемых стенах… А когда «возвращался», то, как правило, либо ситуация сама по себе изменялась и поддавалась преодолению, либо отдохнувшим от тупиковой безысходности сознанием внезапно находилось

ранее не обнаруженное решение, либо приходила неожиданная помощь, либо… etc., etc., etc.
И постепенно это не то, чтобы вошло в привычку, но стало для меня проверенным способом самосохранения личности (не уйти в депрессию, не разбить себе голову о непробиваемую стену или не разбить головы тех, кто, подличая, «перекрывал кислород умирающему больному»). И низкий поклон мой Поэзии – она меня ни разу не предала, не подвела и не оставила без поддержки, несмотря на моё практически медицинско-потребительское к ней отношение.

Поэт на такое отношение к Музе не имеет права.
А то, что записывалось во время подобных «выпадений», ложилось в стол (точнее, под стол,
там у меня была и есть большая коробка, путешествующая за мной с места на место). Моё «больное» творчество оправдывало лишь то, что я с ним никого не знакомил (кроме нескольких самых близких мне людей и тех, кому посвящал свои строки) и то, что всё написанное было искренним и никогда не преследовало никаких корыстных целей. Оценить это кроме меня было некому, а я оценивал всё прежде написанное не как поэзию, а как «лекарство для души»…
И продолжалось это 40 лет до 2002 года… Уж так послучалось, что в этом году с лёгкой руки уважаемого мной учёного, исследовавшего в том числе и различные проявления рефлексии личностей, в качестве примера рефлексии в поэзии, в литературном сборнике «Метроном» появилась первая подборка из 16-ти моих стихотворений, выбранных из той самой коробки. А в следующем году в сборнике «Метроном-2003» были опубликованы ещё 18 стихотворений. Но после этого моё отношение к собственным творениям и к их публикации не изменилось. И понадобилось ещё 10 лет, чтобы я (не выдержав силового давления родных и друзей, поставивших меня перед фактом и заказавших к моему 70-летию публикацию книги стихов) сдался и во время отпуска за 7 дней собрал книгу из 353-х страниц, довёл её вместе с издательством до оригинал-макета и передал в типографию. Ещё через 5 дней тираж (как и у первых двух публикаций — 150 экз.) был готов. И я тоже был «готов». Правда, прежде чем свалиться от недосыпа, жуткой усталости и чувства крайней опустошенности, я успел раздарить книжки.
Почти 3 месяца после этого приходил в себя, не понимая, что я сделал?.. И, главное, зачем?..

Но спустя ещё полгода, после того как в январе 2014-го завершил трудовую деятельность, пришло понимание того, что я не хочу осиротить оставшиеся в коробке стихи. Возможно, что они окажутся никому кроме меня не нужными, но мой долг перед ними и перед своей совестью заставляет заниматься ими. И то, что есть живого, за что не стыдно перед памятью ушедших родителей, всех родных, близких и друзей, попытаться поднять, если позволит Господь. Ведь среди них есть много стихов, посвящённых конкретным людям, которым я ещё при их жизни могу успеть вслух сказать выношенное в душе благодарное слово… Надо успеть.
И новое написать для тех, о ком думал, но не успел до сих пор оформить свои мысли и чувства, с кем-то объясниться, кого-то поблагодарить, перед кем-то извиниться, в чём-то покаяться… И на сегодня для человека с возрастом самый короткий и прямой, а значит и самый быстрый, способ сделать это – Интернет. Вытащить из небытия заживо похороненные строки, написать и опубликовать (обнародовать) новые с Интернетом – быстро, просто, доступно.

Путь же стихов до книги всегда был сложен и порою непреодолим и даже для гениальных творений. Чего уж говорить о своих стихах?..
Новое время дало новые инструменты, новые способы мгновенного обмена (в режиме реального времени) не только голыми фактами и неодушевлённой информацией, но и искренними душевными порывами.
А их, известно, ни за какие деньги не купишь.
Мы все разные: кто-то творит для вечности, а кто-то довольствуется текущим моментом и его реалиями. И только гениям при жизни удавалось совмещать эти два элемента творческого процесса. Только они смогли так сказать о современности и современниках, что поражали воображение как живущих в одном времени с ними, так и многие поколения потомков, оставаясь своими нетленными мыслями и чувствами в вечности.
Вы спрашиваете, что для меня Интернет?..
По моим представлениям Интернет, как и вся наша жизнь земная, – свалка с огромным диапазоном содержимого: от великого и прекрасного до мелочного и безобразного…
И каждый находит в нём (в ней) и берёт из него (из неё) то, что ищет… Добровольно (но всё же по велению своей души) или принудительно (по велению душ власть предержащих и др.).
Прошу Вас не обращать внимания на то, что в отдельных местах этого письма мой тон может показаться Вам (как уже показался в первой рецензии) менторским. Это совершенно не так. Я далёк от того, чтобы поучать кого бы то ни было, поскольку как и раньше, так и сейчас, как любой мыслящий человек, одолеваем избыточностью сомнений, определяемой недостаточностью знаний (достоверной информации). Кстати, заметьте, пожалуйста, я не добавил к слову «мыслящий» уточнение «здраво», поскольку нам не дано объективно судить о собственном здраво-нездраво-мыслии, – для этого есть специальные врачи и читатели, а для гениев – не Государь (как Вы сказали), а Господь

(так я думаю ).
Есть немногое в жизни, о чём можно сказать уверенно. Для меня сейчас, как и тогда, в 72-м, когда было написано это стихотворение и ещё жива была мама, это следующие слова из него:
………………………
Многого не понимая,
одно твёрдо знаю я, –
здесь, где мать моя родная,
здесь и родина моя!
* * *
г. Н-ск,
17.11.72.
С годами многое понял, но ещё больше «многого» перестал понимать, однако в знании своём ещё больше утвердился. Мать и Родина для меня главные слова, а не разменная монета.
Именно поэтому не стал затрагивать в нашем разговоре никаких политических аспектов Вашего «Письма».
Ведь, в сущности, наша жизнь – ни что иное, как постоянная, непрекращающаяся ни на миг видимая и невидимая борьба добра и зла, как внутри нас, так и снаружи.
И пусть Вас в этой жизни до конца сопровождают чистота помыслов и доброта душевная, – с ними легче жить, – это я твёрдо знаю.
А вот легко ли с ними будет уходить? – нам ещё предстоит узнать…
Дай Бог, чтобы Ваша жизнь ещё долго-долго была здоровой и счастливой! А неизбежные муки пусть будут исключительно муками творчества.
Да и мне многое ещё надо успеть… Хотя, кроме здоровья и счастья для моих родных и близких и возможности сохранить любовь к ним до конца дней своих, я ни о чём другом Господа не прошу.
Всего Вам доброго и вдохновенного.
С уважением,
Виктор Герцвольф.
P.S. Вот теперь я могу закончить так, как хотел начать:
Всё, о чём написал Вам в этом письме, можно найти в моих стихах, рецензиях, замечаниях и репликах, выложенных на сайте, а также и в коробке под столом… :-))
Интернет сегодня – могучий инструмент общения, но отнюдь не единственный и далеко не идеальный. Жизнь без общения – нонсенс. Но и общение, ограниченное лишь Интернетом — тоже нонсенс. Пока мы живы…
А живы мы –
«Пока мы любим, –

До тех пор живём,

А без любви –

В могиле мы живьём.»
Любви Вам и благоденствия!
В. Герцвольф,

Россия,

Новосибирск,

17 ноября 2014 г.


Добавить комментарий