Зачем они убили Кедрина?

18 сентября 1945 года в свои 38 лет русский поэт Дмитрий Кедрин был выброшен преступниками из тамбура электрички. Это была последняя, но не единственная попытка свести счеты с поэтом, — убийство планировалось….18 сентября 1945 года в свои 38 лет русский поэт Дмитрий Кедрин был выброшен преступниками из тамбура электрички. Это была последняя, но не единственная попытка свести счеты с поэтом, — убийство планировалось. Виновные следствием установлены не были.
\»Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.\»
Б.Пастернак
В голове моей проветрено.

Мысль одна кружится медленно:

«Зачем о н и убили Кедрина?»

«Зачем о н и убили Кедрина?»
**
О н и — бандиты или органы,

что, может, в сущности единое.

Такие качества подобраны,

что разница неуловимая.
О н и , казалось бы, полярности

гулаговской системы в цельности,

похожи меж собой до крайности —

у них одни и те же ценности.
Для них как кость — свободолюбие.

Бельмом в глазу — инакомыслие.

О н и пойдут на силу грубую

от унижения до выстрела.
Их суть иммунитета стойкого

к любому проявленью гения

цинично отравила Горького,

к удавке подвела Есенина.
Но то — столпы эпохи, рупоры.

Их власть фасует преднамеренно

кого в иконы, кого в жупелы.

Но почему убили Кедрина?
Какие качества у Кедрина,

что так властям глаза мозолили?

Властям свобода неприемлема,

а внутренняя, так тем более.
.А он,… вернувшись без ранения

с войны, всё принимавший искренне,

счастливый по определению,

свободен был и близок к истине….
**
Свобода. Свобода. Её проявленье

в цветах, что на даче собрали охапкой;

в мышонке, что ночью принес вдохновенье;

в дожде (том, что гвоздик с алмазною шляпкой);
в наивности веры, казалось бы, вредной,

но совесть важнее идейного сора;

в его непорочности гордой и бедной;

в «Рембрандте» с насмешкой «Ночного дозора»;
в его Афродите, из пены эпохи

восставшей. И пусть обыватель шалеет.

Он видел поэзию в маленькой крохе,

и с вечностью мог провести параллели.
Он звал на природу к себе в воскресенье

взглянуть по-иному на всё, что в привычку.
…И приняли гады его приглашенье.

И сели убийцы в его электричку…
…Свобода, свобода…в метафоре точной..

Церквушка лебёдушки белой белее.

Поэт, и ослепший, останется Зодчим.

А царь, и прозревший, — коварным злодеем. (*)
**
Уже закрыто дело личное

Персона списана в покойные.

Что ж, для Руси оно – привычное,

опричное или разбойное.
О н и, бандиты или органы,

во все века неразделимые,
в один кулак властями собраны.

Дела их непоколебимые.
Позиция у них гражданская,
а логика всегда житейская.

Страна чекистско-уркаганская,

в ней жизнь бандитско-полицейская.
**
Но хорошо, что нет системности

в борьбе самой системы с гением

(возможно в силу некой лености),

и у того есть шанс спасения.
Придет он из села неброского,

где жизнь убога и размерена.
Стране не надо Маяковского.

Ей надо маленького Кедрина.
За культом вековой державности,

надуманной патриотичности

мы разучились видеть радости

и горести обычной личности.
А вот поэты вроде Кедрина

вскрывают нам противоречие.

Все политическое – временно.

Все человеческое – вечное.
И может потому, наверное,

им жизнь короткая отмеряна.

Страна недоблагословенная,

спаси и сохрани нам Кедрина.
(*) Примечание:
В четырёхстопном отрывке «о свободе» ссылаюсь на произведения Кедрина :
«Приглашение на дачу»
«Мышонок»
«Рембрант»
«Афродита»
«Зодчие»
Если вдруг Вы не читали, прочтите обязательно.

А если и читали, перечитайте эти и другие стихи одного из ярчайших поэтов 20-го века Дмитрия Борисовича Кедрина.


Добавить комментарий