Вера в юбилеи

Нижерасположенное немудрящее стихотворение я с величайшей радостью посвящаю одной замечательной женщине в связи с её красивейшим юбилеем. В этом очаровательном создании природы меня восхищает так многое,…Нижерасположенное немудрящее стихотворение я с величайшей радостью посвящаю одной замечательной женщине в связи с её красивейшим юбилеем. В этом очаровательном создании природы меня восхищает так многое, что обо всём писать будет как-то неловко и для меня, и для всех любящих её родных и друзей. Остановлюсь лишь на главном.
Прежде всего, она — прекрасная, добрая, красивая мама. Её не менее очаровательная дочка Аннушка (а они очень похожи) составила истинное счастье моему сыну (а значит, и мне, и моей дорогой супруге Тамаре).
Во-вторых, она — замечательная художница. Её незатейливые зарисовки, репродукции, натюрморты вызывают неподдельный восторг у окружающих и, думаю, неплохо бы ценились на рынке, если бы она решилась их выставлять. Но она предпочитает, следуя своей душевной доброте, дарить друзьям свои творения.
В-третьих, мне очень нравится её, так сказать, \»вероисповедание\». Она — последовательница Кришны. Со всеми сопутствующими составляющими — Йогой, вегетарианством и пр. Но всё это — абсолютно безо всякой навязчивости по отношению к близким и друзьям! И в беседах, и на кухне, и в образе жизни. В минуты и часы общения с Е.В. я ни в какие дискуссии, конечно, не вступаю, да и поводов не случается. А ведь я — отъявленный еретик!
Понятие \»еретик\» шире \»безбожника\», так как последнее предполагает просто неверие в создателя-бога, а \»еретик\» — человек, проповедующий отрицание общепринятых \»моральных устоев\». А эта моя писанина — уже проповедь. Но вообще-то я с глубочайшим уважением отношусь к любой вере и ко всем верующим. Душа любого человека для меня — вселенная, куда без спроса и с поучениями я никогда не вторгаюсь. Даже с близкими мне людьми, даже с супругой, я не позволяю себе спорить на религиозные темы, хотя поводов для этого хоть отбавляй.
Почему во мне совсем не укоренилась религиозность? Причин этого немало.. Остановлюсь на некоторых. Детство моё протекало совершенно вне бога. Мама и её младшая сестра (мы жили втроём до моих семи лет) в бога, может, и верили, но их набожности я совсем не замечал и не помню, чтобы они хоть как-то молились, ходили куда-то на службы и т.д. Да и церкви-то действующей в Канаевке тогда не было. В сохранившейся единственной каменной церкви (по словам стариков, некогда очень красивой) располагалась начальная школа. В ней я и научился читать-писать. И кресты, и малые купола, конечно, отсутствовали, их заменяли простые жестяные крыши. Прямо под крышей главного купола был оборудован химический кабинет, куда приходили старшеклассники творить чудеса с веществами. Внизу, где когда-то проходили службы, мы, малыши-херувимы, бегали и озорничали на переменах. На месте клироса и алтаря был сооружён буфет, где нам за копейки давали светлый чай и просвирки-печенье. В зале для прихожан соорудили четыре классные комнаты, в которых детские души согревались круглыми кирпичными печами. Хорошо ещё, что не отдали церковь под конюшню или склад, как кругом по России в эпоху большевизма. Дело, разумеется, не в ценности или ненужности зданий, а в оголтелом бездушии той эпохи. Огромную, высокую, в пять ярусов, колокольню ещё в 30-е годы пытались взорвать целиком, но тридцати килограмм взрывчатки оказалось мало, верхушка свалилась, остальные три яруса стоят до сих пор. Внутри церкви, за метровыми стенами, всегда стояла прохлада и относительная тишина. Там и сям на стенах и в нишах под осыпающейся штукатуркой проступали благообразные лики святых. Но я, как и мои сверстники, молился только на свою первую учительницу Нину Петровну, которую мне не забыть никогда. В селе своём, каюсь, я не был уже много лет, и теперешний облик церкви мне неизвестен. В письме 2005-го года мой учитель истории В.П.Ляхов написал мне, что службы там идут, и на вполне сносном уровне. Должно быть, никакая власть, ни феодальная, ни большевистская, ни демократическая, не в силах искоренить веру людей в чудо, не в силах подправить наивные надежды на лучшую долю. Тем более вдали от цивилизованной жизни. Сейчас повсюду начали вбухивать огромные средства в восстановление храмов и церквей. Можно было бы об этом очень пожалеть, если бы не знать, что на оружие и войны тратятся в тысячи раз бОльшие деньги.
В переднем, \»красном\» углу моего домишки, под самым потолком, пылилась дешёвая иконка размером с книгу. Так уж было принято в сёлах и деревнях, и отсутствие такого атрибута православия прямо указывало бы на \»безбожие\» хозяев. На пасху перед иконкой зажигалась простенькая масляная лампадка. Мне это запомнилось больше потому, что накануне проводилась \»генеральная\» уборка избы: скоблились пол и потолок, переклеивались дешёвые обои, белилась печь. Для меня, как правило, готовилась какая-нибудь немудрящая обновка — сандалии, рубашонка, картузик, которым я был безмерно рад. В обновке я отправлялся христосоваться к родственникам и соседям, принося домой десяток яиц и карман конфет. Такое было, правда, лишь до первого класса школы. Вот это, пожалуй, и всё, что связывало меня, маму и бога. Больше никакими религиозными мероприятиями мама мне не докучала.
В школе в пятидесятые годы продолжал насаждаться ярый атеизм. И во мне это нашло благодатнейшую почву, так как я был достаточно пытливым школьником, и всё непонятное, мистическое, сказочное отвергал с самых ранних лет. Даже так называемую \»научную фантастику\» невзлюбил уже лет в пятнадцать, а уж сказки всех народов и всех мастей ненавидел чуть ли не с рождения. Какие бы метафоры, гиперболы, аллегории ни закладывали фольклористы в свои творения, мне всегда было и сейчас жаль бумагу, деньги, время, тратящиеся на произведения, далёкие от жизни. Даже детективы, основанные вроде бы на реалиях, давно не люблю. А сейчас, на седьмом десятке, перестал смотреть и сериалы из-за их явной придуманности и фальшивости. Хотя, разумеется, труд сценаристов и режиссёров уважаю и могу как-то оценивать.
В эволюцию живого, в дарвинизм я поверил \»сходу\», то есть уже с четвёртого класса. Ну, какой же бог мог сварганить \»за семь дней\» такое богатство жизни? Или только человека? Но сильно ли мы отличаемся от микробов и инфузорий? Состоим-то мы из таких же клеток, что и у простейших организмов. Только способы усвоения пищи, да ещё размножения, более-менее разные. Наибольшее сходство я вижу, например, у человека и… червя. То же ротовое отверстие, весьма похожие кишечники, выводное отверстие…
С великим сарказмом воспринимаю я резко усиливающуюся сегодня религиозность политиков, учебных заведений, президентов, учёных (!). Не в силах я понять, как могут умные, высокообразованные, высокопоставленные люди так унижать своё достоинство, нарочито показывая свою православную веру? Что это — искренность или простое подыгрывание публике и СМИ? Ведь в душе-то олигархи, депутаты, президенты если и верят во что-нибудь, то только в деньги, власть, силу. Уместен вопрос церковникам и верующим: как же какой-то служитель церкви, даже высокого ранга, может легко \»отпустить\» самые тяжкие грехи? Вместо бога что ли, который не успевает всё увидеть и услышать? Выходит, молитвы вперемежку с деньгами могут искупить любую вину, любые преступления и злодеяния?
И подобных вопросов я могу задать немало. Как, к примеру, единый-преединый бог допускал и допускает появление на нашей грешной Земле столько разных своих представителей? И Христа, и Магомета, и Будду, И Кришну, и прочих, и прочих? Я уж не говорю о богах-фараонах, о множестве других богоподобных царей, о появлявшихся всюду апостолах, пророках, святых. А зачем наш наимилосерднейший, наисправедливейший бог допускал и продолжает допускать столько несчастий на Земле? Во искупление грехов? Чьих — Адама с Евой? Бог терпел и нам велел терпеть? Да сколько же можно терпеть? Если ты, боженька, так всемогущ, сделай для всех рай, убери хотя бы людскую злобу, покажи хоть краешек \»безграничного\», но осязаемого своего великодушия. Бессмертия человеческого — не надо, тогда и Вселенной на всех не хватит. Святости апостолов — не надо, кому поклоняться, пусть каждый решает сам. Чудес дутых — не надо, непознанного слишком хватает на всех и надолго.
Но увы, никто, ничто и никогда за самих людей не сделает их здоровее, чище, умнее, добрее…
*****
Е. С-к
Да здравствует июнь, Ваш славный День Рожденья!
Боготворите ж праздник этот суетливый,
Стихи друзей и близких поздравленья,
Нелживый смех и звон стекла счастливый,
И аромат волос неповторимый,
И чей-то поцелуй неотвратимый…
(Арс. Тарковский)
***
Возможно, рубеж этот Вас не волнует,
Возможно, не будет застолья крутого,
Но шквал поздравлений Вас вряд ли минует,
Завалят и верой в блеск счастья простого.
Возможно, в прошедшем хватало печалей,
Возможно, мечты уплывали в слезах,
Но яркие краски немеркнущих далей
Всегда живут в Ваших прекрасных глазах!
Быть может, на сердце случались метели,
Быть может, в друзьях приходилось плутать,
Родители, может, другого хотели,
А дочь, может, звёзды устала считать…
Но Жизнь-то, признайтесь, сверкает зенитом!
Любовь и здоровье спешат к Вам в друзья!
Зеленеют в саду, Вашим светом залитом,
Благодарные детки, внучата и… я!
*****************************
********************
**********


Добавить комментарий