Рецензия на «Шуточно-шуршалый сюр — блиц-стиш, пятиминутка!» (Сан-Торас)
паучиха -мать качала
мохноногих паучат,
пела, что пока устало
мошки крыльями…Рецензия на «Шуточно-шуршалый сюр — блиц-стиш, пятиминутка!» (Сан-Торас)
паучиха -мать качала
мохноногих паучат,
пела, что пока устало
мошки крыльями шуршат,
и бесшумно ночь крадётся
под мерцаньем бледных звёзд,
в сеть комарик попадётся
между кустиками роз,
чтоб у Мэри над постелью
не зудел комар без слов,
чтоб кружились каруселью
вереницы сладких снов…
Мари Полякова
29.06.2015 23:17
_________Славно, Мари:))
А хотите препарируем этот шутливый экс, я понимаю, что это шутка — просто, чтобы акцентировать внимание на определенных принципах.
Потому что если зафиксировать, то, что не комильфо — потому этого автоматически избегают:
*
паучиха -мать качала______ Глагол
мохноногих паучат,
пела, что пока устало,_____ Глагол
мошки крыльями шуршат,
и бесшумно ночь крадётся______Глагол
под мерцаньем бледных звёзд,
в сеть комарик попадётся______ Глагол
\»мохноногих паучат\»,____________ здесь мохноногих, славно! — можно и другое словообразование: \»многоногих\», но Ваше лучше:))
*
В принципе
Не грех глаголом рифмовать
В стихах знакомых раздается:
Нам не дано предугадать,
как слово наше отозовется,
А Тютчев мог пренебрегать!:))
*
Почему, собста, глаголить рифмой не кошерно?
потому что это не искусство: в первом катрене
рифма: — \»качала______ устало\»
устало? — ОКЕЙ! — Бежало, упало, увяло, умчало — это бесконечно….
— существительное найти не так просто, например:
\»поднять забрало\», \»дойти до причала\», \»стать у штурвала\» — одичало:)))
но можно перейти на гл:
\»обещала, обвенчала, удручала, промычала замычала домычала,
промчала, умчала, смолчала\» — в стих — это ширпотреб, Общепит, фест фуд, — суррогат, и — какие бы чувства
такие стихи не выражали — обилие глагольной рифмы указывает — что это жопкин хор — а не хор Пятницкава.
Тоже самое с рифмой \»крадется_____ попадется\» — я даж больше скажу наипнецца и захлебнецца!
А вот к этой рифме найти существительное — непросто.
Но у настоящих поэтов не бывает такой аферной глаголицы ИМХО:
Ненене, у меня нет никакого бзика насчет глагольной рифмы, просто ненадоть злоупотре-плять
— поглядим как Пушкин пишет — он жа наша все.
Хотя не каждый вразуимтельно объяснит почему? что, сопстнаЮ в нем особенного:
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Обратите внимание сколько персонажей ввел Пушкин в один катрен!
Какое разнообразие образов! — Мальчик, Жучка, мама, еще и конь виртуальный-
и все заняты делом!
У всех есть действие — вот, что увлекает читателя — их история, наблюдение за тем, что происходит!
Пушкин сделал нас зрителями этой сцены, вовлек в сюжет, дал сопричастность, которая рождает и усиливает живое восприятие:
Малыш возится с салазками и кроме действий — \»себя в коня преобразил\»
еще и открывается мир его чувств, его переживаний — \»ему и больно и смешно,\»
а так же мир чувств его мамы, она грозит ему в окно:
т.е. следит за ним, любуется, оберегает, стращает — \»ужо тебе\» — воспитывает.
Я могу об этом простом стишке долго говорить, тут есть о чем думать, во что вникать, и в самом простом, казалось бы описательском тексте, заложены сакральные понятия.
Смотрите, как подает материал природы Пушкин.
Зима. — Вот уже картина возникла! — белизна, снег — слово у него звучит весомо, не проскальзывает, а задерживает на себе:
Зима.
Далее: \»Крестьянин, торжествуя на дровнях обновляет путь.\»
Крестьянин — указывает на сословие — значит зима в деревне.
Выпал снег и он обновляет путь.
Но почему торжествуя?! — У Пушкина почти нет проходных образов, случайных слов — все стоит по поводу и смыслу.
А торжество — это победа, преодаление — это успех.
Так почему он торжествует на дровнях?
Большинство читателей скажут: Потому что выпал снег, он радуется…
Но не соглашусь! Торжество и радость — разные по содержанию чувства. Торжествует из-за снега? Но, ведь не он вызвал снег,
чтобы торжествовать победу: — \»я сделал это!\»
Снег выпал — повод радоваться, обновлять путь, но это не торжество — это другие эмоции!
А он, именно, торжествует, как победитель!
Потому что ЗИМА. А он КРЕСТЬЯНИН!
А крестьяне работают весь год — весной сажают, летом собирают, осенью заготавливают корма и дрова и т.д
И только одно время в году, когда крестьянин имеет какой-то отдых — ЗИМА, но отдых в случае, если хорошо потрудился, преодолел достиг.
И вот Зима — все сделано, крестьянин управился и торжествует — удовлетворен проделанной работой, на дровнях обновляет путь.
\»Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь.\»
Он торжествует, а лошадка плетется, ибо работает крестьянин, пашет на ней, а сейчас она снег почуя, ( не борозду и не межу, а снег! — отпуск), может себе позволить вот эту вольготность — плестись как-нибудь — это ее настроение в кругу их общих забот, в унисон настроению хозяина — они ведь связаны трудовой порукой.
Должен заметить, что не оч. понимаю, как можно \»плестись рысью\», это все равно, что \»неспешить галопом\».
Но, мжт я не догоняю определений свойственных тому времени, где был свой аллюр \»лошадных терминологий\»?
Пушкин передает изумительно-яркий кинемотографический контраст зимней картины.
На фоне лошадки, что плетется — (замедленное действие, как рапидное изображение на экране) вдруг! — смена кадра!
\»Бразды пушистые вздымая
Летит кибитка удалая!\» — там плетется лошадка, как-нибудь, а тут летит! — бразды вздымая — на меня осела снежная пыль!
Теперь — он дает образ нового персонажа:
\»Ямщик сидит на облучке, — ухт, какой!-
в тулупе, в красном кушачке\»
— Сразил живописью! — на белом фоне красный кушачок!
А ведь он слово белый не произнес, цвет сам рисуется в голове от слов: \»обновляет путь\» — белО, значит нетронуто, \»пушистые бразды\»
Эх…… Красота.
В этом простом \»киносюжете его стиха\» и заключается гениальность.
Сколько там строчек, 14-15? — не важно — но я прочувствовал историю жизни
и крестьянина, и мальчика, и его мамы, и Жучки — не плохо ей там, видать,
даже слышал ее визг, и его смех, и снежность на своей щеке.
И все это так естественно, так наполненно запахами, звуками…
Вот такой яркой связной картинки я добивался в Вашем \»САДУ\»
Но обратите внимание, насколько все неоднозначно в человеке, и в частности во мне, и, тем более, во мне:)) — поэтому не люблю навязанные роли и стереотипы поведения.
— приведу Вам переписку на эту же тему:
Зима. Крестьянин, торжествуя… (Сан-Торас)
*
Палад:
Не полужив — не полупьян,
Едва-едва чредую ноги.
Зима.
Торжественных крестьян
Черна колонна вдоль дороги.
Тот в шушуне, иной с бушлатом.
Один в пимах, другой босой.
Кто раскулачен в двадцать пятом —
Притих с зазубренной косой.
*
Санто:
*
Зема.Крестьянин естествуя
На дровнях тулится к лошадке.
Она ж не доброе почуя,
В бразды метнулась без оглядки.
Взглянув на них, дворовый мальчик
В салазки Жучку примостил…
Упал на-кал… ночных светил…
Зема.
Скучает город Нальчик.
*
Паллад:
Зима. В снегу, как в цвете вишня.
Гарцуют дровни по утрам.
Крестьянин думает: \»Нелишне
лошадке сделать трам-тарам\».
Лошадка жалостно и тонко,
Мужицкий дух зачуя, ржёт.
Коль на сносях опять бабёнка,
Приходит лошади черёд.
Оно сподручней всё ж с Матрёной.
Но чёрт здоров, как я ибу.
Распространяя дух ядрёный,
Довольный, явится в избу.
А там драчёны уж приспели —
В тазу румянятся горой.
И скот, и жёнушка при деле.
И сам, как водится, герой.
*
Санто:
Зема. Крестьянин, негодуя
Шел огрести порог лопатой.
Его лошадка, озаруя
Тусила с Жучкою кудлатой.
Лаптями борозды вздымая
Матрёна пёрлась из сарая!…
Но, кушачка не сняв ямщик
К персям Матрёненым приник,
Поди, обоим несподручно —
На облучке вертись кряхтя.
Дык, непредвиденная случка
И стань причиною дитя!
Крестьянин дрыхнет на полатях,
Отмолотивши на гумне.
А тут дворовый мальчик: Тятя!
Грозит оглоблями в окне.
Лошадка ржёт. Набрякли тучки.
Мороз. Пурги не миновать!
Крестьянин лоб сррребёт: от сучки
Матрёна с Жучкой, йоптиль мать!
*
Извините за шутки:)))
Сан-Торас
30.06.2015 00:18