2015 — 2 конкурс. Итоги. Елена Фельдман

1. СВЕТЛО
…ты просила меня рассказать о светлом…
всё когда-нибудь будет, не спрашивай, только когда.

я не знаю ответа, я знаю, что будет и…1. СВЕТЛО
…ты просила меня рассказать о светлом…
всё когда-нибудь будет, не спрашивай, только когда.

я не знаю ответа, я знаю, что будет и ладно.

а пока мы лежим на ладонях и дышим на ладан,

согревая дыханьем своим города, города,

у которых от холода сводит замки и ограды.

понимаешь, и время и люди – вода.
ты смотрела так часто, как солнце летит под откос,

как на крышах весёлые дворники трогают небо.

я бы тоже по крыше под утро с тобою побегал.

или вышел туманом на каменный северный мост,

и лепил бы кораблики из почерневшего снега,

а потом превращался бы в воду и рос,
ты бы мне улыбалась… под воду уйдут корабли,

мы не станем чужими, мы будем дышать, как и прежде.

пусть на ладан, пусть с нами останутся там же и те же,

согревать ледяные ладони замерзшей земли:

и вода, и весёлые дворники в синих одеждах,

и все те, кто за ними под утро на крышу ушли…
Стихотворение так завораживает звукописью, что для понимания собственно смысла требуется перечесть его дважды. Хрустальное, голубое, текучее, как талая вода – и столь же трудно уловимое в плане содержания. Пересказу не поддается, центральная мысль вычленяется с трудом – но это вполне можно простить за «города, / у которых от холода сводит замки и ограды».
—————————————————————-
2. В детской спаленке
В детской спаленке ножек маленьких
не звучит уже топоток,
одиночество ставит прочерки
в длинной повести вместо строк.
В детской спаленке две проталинки
в ледяной пелене тоски –
фото в рамочке, щёчки в ямочках,
да кровать без одной доски.
В детской спаленке так слова легки,
только некому их сказать,
лишь бессонница в пояс клонится
и опять зовёт зоревать.
Взрослой дочери дни ли, ночи ли
нет весомых причин считать,
очевидное – разве видно ей,
как сидит вечерами мать
в старых валенках в детской спаленке
серой птицею у окна,
и кружит вокруг исхудавших рук,
словно петли вьёт, тишина.
Добротно сделанный текст, который, увы, не вызывает у меня отклика из-за набившего оскомину приема педалирования. Больные дети, брошенные старухи, война и смерть – все это уже «кушали» и не единожды. К откровенно слабым местам можно отнести еще «ледяную пелену тоски», лубочные «щечки в ямочках» и эпитеты вроде «весомые» и «очевидные», которые здесь скорее забивают недостающие слоги, чем несут смысловую нагрузку.
——————————————————-
3. Любаша
Я плоть от плоти постсоветских улиц —

Не верил, не боялся, не просил,

И руки загребущие тянулись

К бутылочным созвездьям что есть сил.
Я в этом деле многого добился —

Ни рюмки, ни стакана мимо рта,

Но вот однажды понял, что допился,

Когда открылся временной портал.
Я слышу танго, и меня корёжит

От судьбоносных сталинских времён,

В которых много девушек хороших,

В которых много ласковых имён.
Одна из них по имени Любаша

Заплакана, грустна и холодна.

Танцуют пары. А к Любаше даже

Не подгребает сука ни одна.
Я понял вдруг, что я – сама природа!

Меня мутит от всякого жлобья!

Я добрый человек такого рода,

Который тем добрей, чем больше пьян.
Я собираю ветром в кучу тучи.

Пора сценарий тухлый поменять.

Сейчас за всё общественность получит

От очень подобревшего меня!
Не плачь, Любаша! Слёзы смоет ливень.

Смотри, врагов народа мочит дождь.

И чем вода пьяней, тем суетливей

Сбегает с танцплощадки молодёжь.
Плывут со сцены: аккомпаниатор,

Портрет вождя, певица в парике.

Любовь смеётся. Гром грохочет матом.

Ползёт карета Скорой вдалеке.
Китч, но как же крепко сделанный! Это тот случай, когда сомнительный лично для меня прием выстрелил в полную силу, и первоначальное чувство неприятия сменилось к финалу уважением к автору. За строчку «Любовь смеётся. Гром грохочет матом» – отдельное спасибо.
——————————————————-
4. Картина в оконной раме
Мне весна подарила картину в оконной раме,

в ней не счесть перспектив, озарений, живого света…

я листаю прохожих и прячу их лица в память,

архивируя в файл под названием \»Скоро лето.\»
День прозрачен и свеж, сообразен Москве и маю,

в основном сине-зелен, а к небу – слегка оранжев,
чёрный пёс на контрасте нюансом лубок ломает,

вместе с парой ворон создавая эффект коллажа.
Многомерен и ярок, на сюр городской похожий,
заоконный пейзаж, на ладонях весны согретый,

и адепт бесконечности – очередной прохожий —

промелькнув за окном, исчезает в туманном \»где-то\».
Еще одно стихотворение, где смысл незаметно растворяется за образами – но, учитывая жанр, он здесь не особенно-то и нужен. Весь текст напоминает картину в духе импрессионизма, с той только разницей, что у Моне выверен каждый «случайный» мазок, каждое цветовое пятно – а здесь автор позволяет себе досадные небрежности вроде «чёрный пёс на контрасте нюансом лубок ломает, / вместе с парой ворон создавая эффект коллажа». Черного пса и ворон – вижу; «нюанс», «контраст», «лубок» и «эффект коллажа» – нет. Пустые, бесцветные слова, забивающие строку и не прибавляющие ничего к визуальному ряду. Зачем они здесь? Разве читатель не увидит КОНТРАСТА – сам, если акварельная Москва и черный пес будут выписаны достаточно талантливо?..

Для меня проблема этого текста еще и в том, что он явно подпрыгивает рядом с цветаевским «Сини подмосковные холмы, / В воздухе чуть теплом — пыль и деготь. / Сплю весь день, весь день смеюсь – должно быть, / Выздоравливаю от зимы». Вот только прыгать рядом с Цветаевой бесполезно, и неизбежное сравнение, будет, увы, не в пользу автора.
————————————————————
5. вернусь
забудусь сброшу сорок лет

стою у бочки с хлебным квасом

верчусь к афише с Фантомасом

в кармашке трогая билет

беру большую жадно пью

пока бидончик доливают

а осы в кружках прибирают

буравя в пене колею

до дома ходу пять минут

второй этаж обед в подушке

да как дойти играют в тюшку

торчу пока не позовут

поесть умыться как успеть

ну мама ведь сеанс начнётся

она лишь только улыбнётся

и мне в ладошку сунет медь
какой-то зуммер обернусь

звонят ответишь? просыпаюсь

чуть позже молча подымаюсь

а сердце бухает – вернусь
С удовольствием перечитала дважды: как происходящее «здесь и сейчас» – и как сон-воспоминание. Очень живая, полноцветная картинка, воздействующая сразу на все органы чувств (почти обоняю запах кваса с этими несчастными осами!). И даже отсутствие знаков препинания, обычно сильно мешающее мне при чтении, здесь ощущается единственно возможным: пусть читатель расставит паузы по своему усмотрению.
————————————————————
6. Что-то, что-то не так, не так
\»Что-то, что-то не так, не так\»
Юрий Кукин
Не «катят» катет и гипотенуза,
бильярдный шар скользит помимо лузы.
Жара достала так, что мочи нет!
Блесна не долетает до стремнины,
и ноги от ушей, но не у Нины…

Я ненавижу утренний омлет.
Не разберусь, что не в порядке с этим,
чем ходоки свои тропинки метят.

Размер не тот поношенных штиблет?

И небо не такое голубое,
который год, как не цветет алоэ,

а может быть, пора сменить лорнет?
А в мясе постном не хватает перца,
душевных струн в опустошенном сердце,
тошнит меня и от парных котлет.
И простыня, гляди, почти не смята,
во рту противно, мне б листочек мяты,

покинула меня моя Жаннетт!
А нефть всё дешевеет за границей,
бензин взлетел в цене безумной птицей,
налейте лучше мне в бокал клерет!

Клерет исчез давно из магазинов.

Загнил незрелый виноград в корзинах?
Пустые полки нам поют:
– Привет!
Законы сыплются зелёной вишней,
от них народ честной почти не дышит.
Трубите общий сбор, мой друг, корнет!
Ах да, трубить, увы, не ваша участь.

Зачем фальшивой нотой уши мучить?
Да отложите лучше свой кларнет.
И не всегда нам помогает «Но-шпа»,
вот где-то засуха, а где-то оспа…

А запил кто, не завершив сонет?
И в Лондоне погромы, пламя пышет,
полковнику теперь никто не пишет,
пожалуй, съем постылый винегрет…
Единственное стихотворение подборки, которое оставило только чувство недоумения. Зачем это было написано – кроме как с целью поиграть словами, покрутить их так и сяк и составить гранями-рифмами в случайном порядке? Допустим, читатель понял, что автор владеет метрикой, а дальше-то что?
—————————————————————
7. Гербарий неисполненных желаний
Пылится в заколоченном чулане,

а может быть, на старом чердаке

гербарий неисполненных желаний

и грезит о заботливой руке.
Забытые, отправленные в небыль,

листы, где нет ни времени, ни дат,

а только бледный цвет, засохший стебель,

сожжённый лес и вырубленный сад.
Гербарию загаданное снится,

он дремлет и не ведает пока,

что время копит новые страницы,

свисая паутиной с потолка.
Просто, чисто, лаконично, как нитка жемчужных бус в рассохшейся бабушкиной шкатулке. Финал хорош особенно.
————————————————————
8. акулина
белолицая, чернобровая акулина

приходила,

песню снежную заводила.

небо в рясе едва чадило луны кадилом.

беспородная сука жалобно в лад скулила.
\»баю-баюшки, бедки-детки, подрастайте,

подрастёте – время сонное наверстаем\».
синеокая, хладносердая акулина

оплела дома словесною паутиной,

где иртыш, молодецки сопя,

выгнул спину.

март придёт, заорёт,

встанет клином.
а сейчас баючит вихрями акулина.

небу недосуг свысока увидеть

над церквушкой крест,
колкий, спелый иней

на посёлке.

сон здесь лубочный, длинный.
здесь москва и не снится —

тыщи вёрст до столицы.

вдоль ослепшего окна

бродит улица бледна.

где-то в да;ли-далеко

эхо сплёвывает кровь.

\»…боже святый, нам не дай…\» —

зги господней не видать.
запевает псина,
воет акулина.
Допускаю, что у любителей подобного жанра это стихотворение вызовет более теплые чувства – но я однозначно не любитель. Начало интонационно напомнило «Песню» Бродского, затем ассоциация потерялась и сменилась недоумением. На мой взгляд, стилизация под народную закличку не удалась, но как попытка – вполне имеет право на существование.
————————————————————
9. Жить это просто
Жить – это просто. Дорога. Дом.

Тёплые доски пола.

Старая булочная за углом.

В паре кварталов школа.
Няня наварит кислые щи,

Молча глядит куда-то.

– Вот, – говорит, – из всех мужчин

Двое пришло ребят-то…
Тянет из леса дождём и костром.

Ветер качает тополь.

– Мужа-то Мишу – в сорок втором.

Где это – Севастополь?
Пляшет ленивая пыль в лучах.

Время идёт чуть слышно…

– Я иногда зову по ночам:

Мииииша! Миииша!..
Няня глядит в этот сорок второй,

Плачет. Кивает мелко.

Нам по двенадцать. Сидим с сестрой,

Мучаем щи в тарелках.
Руки у няни в венах-корнях,

Бледных веснушек просо…

Вот бы на озеро на полдня!

Жить – это просто.
Славное, веснушчатое, пахнущее солнцем и хлебом стихотворение, которые я приняла бы безоговорочно, если бы не все тот же сомнительный прием педалирования. Сможет ли автор добиться такой же пронзительной, щемящей ноты, не эксплуатируя тему войны? С интересом почитала бы.
————————————————————
В итоге баллы распределились следующим образом:
1 место – № 5 «вернусь»

2 место – № 7 «Гербарий неисполненных желаний»

3 место – № 9 «Жить это просто»

4 место – № 1 «Светло»

5 место – № 3 «Любаша»

6 место – № 4 «Картина в оконной раме»

7 место – № 2 «В детской спаленке»

8 место – № 8 «Акулина»

9 место – № 6 «Что-то, что-то не так, не так»


Добавить комментарий