Дефиниция термина \»Стихотворение\» от Саши Виторжина.
Стихотворение. Творение стихов. Здесь я хочу дать определение термину \»Стихотворение\» как завершенному литературному произведению,…Дефиниция термина \»Стихотворение\» от Саши Виторжина.
Стихотворение. Творение стихов. Здесь я хочу дать определение термину \»Стихотворение\» как завершенному литературному произведению, а не как процессу написания стихов.
Прежде всего, приведу несколько определений для \»Стихотворения\» и \»Стихов\» ,которые доступны на Русскоязычных сайтах интернета. Я выбрал наиболее точные определения из авторитетных источников. Вот они:
СТИХОТВОРЕНИЕ — основной тип поэтического в тесном смысле этого слова, т.-е. облеченного в стихотворную форму, словесно — художественного произведения.
Размеры стихотворения обычно невелики, в среднем около двадцати строк, что и отличает его, как от всех видов художественной прозы, так и от поэмы,
стихотворной идиллии и проч. Самым простым, элементарным в композиционном отношении видом стихотворения является дистих, двустишие (таковы, например,
образованные соединением гекзаметра и пентаметра античные эпиграммы, равно как подражания им некоторых новых авторов, у нас Пушкина, Дельвига и др.). Правда,
мыслимо и стихотворение, состоящее всего из одной строки (напр., известное Брюсовекое «о, закрой свои бледные ноги»), равно как попадаются и огромные
стихотворения в несколько сотен стихов (например, у наших поэтов-классиков конца XVIII в.. Кирша Данилов в своем известном сборнике «Древне-российских
стихотворений» распространял, неправильно с точки зрения позднейшей науки, термин стихотворения и на былину). Содержание стихотворения чаще всего
подсказывается лирическим переживанием, однако, оно способно вмещать в себя и успешно разрабатывать начала и эпоса (напр., баллады немецких романтиков, у нас
Жуковского) и драмы, со всеми признаками присущими этой последней до диалога включительно (напр., стихотворные пьесы Шиллера Hector\’s Abschied, Брюсова
«Орфей и Эвридика» и др.). Мало того, в лучших образцах являясь наиболее полным и чистым торжеством художественно — воплощенного слова, слова, как такового
(например, у нас многие стихи Пушкина), стихотворение в то же время из всех литературных форм наиболее доступно для попыток художественного синкретизма —
проникновения в области других искусств — живописи (напр., некоторые стихи Тютчева, метко называемые современной ему критикой «пейзажами в стихах»,
творчество А. Майкова, Т. Готье и др.) и, в особенности, музыки, в таких произведениях, как Romances sans paroles Верлэна (в особенности его же пьеса Les
sanglots longs), у нас в мелодиях Фета, неуловимо приближаясь к этой последней, в песне, романсе, вовсе сливаясь с нею. В силу своей большой гибкости и
емкости форма стихотворения в истории поэзии подверглась многообразному развитию и чрезвычайно сложной и дробной дифференциации, разбившись на целый ряд
видов и подвидов, из которых каждый получил свое особое название. Так, в зависимости от своего содержания и психологического тона стихотворения делятся на
гимны, оды, ямбы, элегии, думы, антологические стихи и т. д. (см. все эти слова), по своей строфико-композиционной структуре на терцины, стансы, риторнели,
секстины, октавы, канцоны, децимы, рондели, рондо, триолеты, сонеты со всеми их многочисленными вариациями (в венке сонетов — форме, снова усиленно
культивируемой в наши дни — имеем, кстати, пример соединения пятнадцати отдельных стихотворений в некое новое композиционное целое, их объемлющее и
представляющее собою нечто среднее между стихотворением и поэмой), газелы, всевозможные прикладные формы, как акростих, палиндромы, шарада и т. д. и т. д.
(см. все эти слова). Наконец, должно упомянуть еще попытки некоторых авторов внести форму стихотворений в область ритмической прозы. Таковы, напр., Petites
po;mes en prose Бодлэра, у нас стихотворения в прозе Тургенева.
Д. Благой. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского,
М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
СТИХОТВОРЕНИЕ — написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики.
Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
СТИХОТВОРЕ;НИЕ, стихотворения, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Стих (др.-греч. ; ;;;;;; — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той
или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Предлагая свой вариант определения этих терминов, я буду сравнивать его с вышеприведенными текстами и попробую объяснить что именно считаю в этих определениях верным, а с чем не согласен и почему.
Занимаясь изучением античной поэзии, поэзии Древней Греции, я несколько лет назад определил, как слово \»Стихи\» стало литературным термином, будучи до этого
названием военного строя. Суть своей находки и определение этого термина я несколько лет назад описал в \»Происхождение слова \»Стихи\» опубликованного на
порталах Стихи.ру и Проза.ру. http://www.stihi.ru/2010/11/05/8743.
Вкратце напомню, что \»Стихами\» в Древней Греции называли не просто ряды или строй, как сказано в Википедии. Это был особый строй, в котором воины с мечами копьями и луками располагались в ОПРЕДЕЛЁННОМ БОЕВОМ ПОРЯДКЕ, то есть, воины с мечами чередовались в правильном порядке с копьеносцами. Именно это
расположение было сходно с правильно написанными строками, в которых ударные и безударные слога чередовались в строгом порядке. По этой причине военный термин перешёл в литературу и стал обозначать правильно написанные строки.
Продолжая это сравнение скажу, что военный строй в котором воины вооружены одинаково, можно представить, как прозу. Таким образом получится наглядное сравнение. То есть в тексте или есть определенный размер и ритм, или его нет. Говоря иначе — текст или является стихами — или нет. По этой причине
словосочетание \»Стихотворение в прозе\» считаю ошибочным и не имеющим смысла. Позволю себе заметить, что до меня этого никто ещё не заявил. Думаю — такое объяснение термина \»Стихи\» я предложил первым.
С развитием литературы в стихах появилась рифма, то есть созвучное окончание строк. В древней поэзии рифма встречалась не часто. Стихами являлся написанный текст, а не устное творчество.
Объяснив значение слова \»Стихи\» могу перейти к определению слова \»Стихотворение\».
Сразу замечу, что определение, предложенное в Большом Энциклопедическом словаре, как и определение в Толковом словаре Ушакова далеко не полные, хотя сказанное в них дает представление о \»Стихотворении\» как литературном произведении.А вот \» … облеченного в стихотворную форму…\» принять не могу. Словарь литературных терминов достаточно серьёзное издание, чтоб написать \»…облеченного в форму стихов …\»
Вот именно эту разницу — разницу между стихами и стихотворением я и попытаюсь сейчас объяснить.
Итак, начнем с избитого, старого, но тем не менее верного примера. На заборе написано нечто стихами в небольшом объёме. Или же, рекламный текст, написан
ритмизованной речью. Будет ли он являться стихотворением? Толковый словарь Ушакова подсказывает нам, — что нет. А почему? ответ в слове \»Поэзия\». Кому не знаком перевод этого слова с древнегреческого, скажу, что поэзия — это творчество. Вот как объясняет этот термин Википедия:
Поэ;зия (греч. ;;;;;;;, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной
потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).
Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной
литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.
В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но не художественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов.
Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как
наиболее важный, значимый.
Как хорошо видно из приведенного текста, слова \»поэтическое произведение\» в Толковом словаре Ушакова несут большую информацию и наиболее точно определяют
термин \»Стихотворение\» Но! Вместе с тем — \» во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.\» Вот именно этого уточнения в определении Ушакова и нет, что, по моему мнению, делает его неполным. Следует раскрыть значение термина
\»поэтическое произведение\», таким образом, чтобы стало совершенно понятно его значение и отличие стихотворения от текста написанного стихами. даже — объяснить, кого называют поэтом.
Ведь поэтом — творцом, раньше называли и прозаика, любого писателя.И красота изображаемого и изящество изложения — это ведь и есть самая настоящая поэзия и
самое настоящее творчество. Не понимаю, почему автор цитаты из Википедии говорил о метафорическом смысле. Здесь смысл самый прямой.
Теперь, когда я привёл все необходимые ссылки и попытался объяснить некоторые литературные термины, я подошел к тому, что могу Вам представить своё
определение термина Стихотворение\». Вот оно:
Стихотворение — Имеющее художественную ценность литературное произведение, написанное стихами,кратко и изящно передающее красоту образов и чувств поэта.
Прошу высказывать Ваши замечания, по поводу написанного.
Имею честь опубликовать плоды своего творчества на портале Стихи.ру и Проза.ру, которым многим обязан.
Уважаемые коллеги по перу, часто читаю сожаления о том, что автор не является художником. Подумайте о том, что скульптор и художник могут изобразить многое, но вот чувство человека может изобразить только поэт, не важно, пишет ли он прозой или создаёт стихотворение. Этим можно и нужно гордиться и совершенствоваться в творчестве. Удачи и вдохновения!
С уважением!
Член Российского Союза Писателей.
Саша Виторжин.