\»Если отталкиваться от поговорки
Не выноси сор из избы, то я
придерживаюсь точки зрения, согласно которой
сор этот выносить нужно как можно раньше и как
можно…\»Если отталкиваться от поговорки
Не выноси сор из избы, то я
придерживаюсь точки зрения, согласно которой
сор этот выносить нужно как можно раньше и как
можно в больших количествах, потому что сора
накопится слишком много…Я думаю,что Высоцкий
относился к той категории людей, истинных патриотов,
людей такого толка, которые считают, что нужно избу
от сора очищать, не обращая внимания на то, что скажут соседи\».
Булат Окуджава.
И автор этих строк свою \»свечу уж затушил и отправился в путь по его по горячим следам\». Ушёл Роберт Рождественский, успев первым составить первую посмертную книгу \»Нерв\». Ушли многие его друзья..
Цветы, цветы на кладбище.
А Память? Память — страждущим…
Владимир будучи студентом инженерно-строительного института просидел всю ночь над курсовым чертежом и завершил его под утро. Сварил очередную порцию крепкого кофе, угостил однокурсников, пыхтевших рядом над своими листами ватмана. Налил и себе чашку горячего, дымящегося кофе. С наслаждением выпил его и потянулся к кофейнику, чтобы подлить себе ещё. Жидкости не осталось, только гуща. Налил всю гущу со дна кофейника себе в чашку. Мелькнула озорная мысль… и, вдруг, на глазах у онемевших однокурсников, полил коричневой жижей аккуратно исчерченный ватман.
— Ты что, обалдел?!!
— Всё! Баста!
— А что теперь? Ну, ты артист!
— И верно. Пойду в артисты — каждый должен делать своё дело.
Ещё будут долгих четыре года исканий
до песен написаний.
И коротких двадцать лет,
чтобы слышал их весь свет.
(Факты из биографии, обросшие легендой)
Как-то в одном из интервью у Высоцкого спросили: — Как бы, с учётом нажитого опыта, вы распорядились собой?
Высоцкий: — Пожалуй в этой новой жизни я бы в основном писал. Время от времени просился бы поиграть на сцене. Понемногу пел бы для друзей. Ну и, наверное, снимался, если были бы интересные роли.
\»В основном писал\» — Это он поставил на первое место. Высоцкий очень хотел увидеть напечатанными свои стихи. При жизни его стихи напечатали только раз — на страницах \»Дня поэзии\». \»Собираюсь ли я выпускать книгу стихов? — говорил он. — Я-то собираюсь. А вот сколько будут собираться те, от кого это зависит, не знаю\». Пел он в основном одно и то же. Главным его слушателем, читателем, рецензентом был зрительный зал, который как бы освобождал автора от переговоров с издателями, от обивания порогов редакций — он сам тиражировал и распространял свои стихи и песни. \»Знаете,, чем выслушивать пожелания, как переделать строчки и так далее, — лучше сидеть и писать… вместо того, чтобы становиться неудачником которому не удаётся напечататься. Зачем, когда можно писать и петь вам? Это ж то же самое.\»Так говорил он. И никогда не ждал, когда критики выяснят, какая песня пришлась по душе, а какая нет.
Небольшая ремарка: Исходя из вышеизложенной позиции о невозможности напечатания — мы с вами, уважаемые собратья по перу, живём в такое замечательное и \»продвинутое\» время, когда можно не выходя из дома, не обивая пороги издательств и редакций просто открыть свою страничку в интернете на Стихи.Ру и Проза.Ру и строчи себе. Огромное спасибо создателям этого сайта, Дмитрию Кравчуку и его команде в первую очередь. Дай бог, процветания этому сайту и долгой, долгой жизни. (Простите за минутную женскую слабость).
Высоцкий никогда не говорил \»исполню\», очень редко — \»спою\», а в основном всегда — \»я покажу вам песню\». Жанр авторской песни, идущий ещё от Александра Вертинского был подхвачен Окуджавой, Галичем. У каждого своя манера исполнения. Высоцкий был поэтом с гитарой на эстраде, поющим поэтом.
\»Я когда-то давно услышал как Булат Окуджава поёт свои стихи. Меня тогда это поразило (я его очень люблю, он мой духовный отец, я из-за него и писать-то начал…) Я подумал — насколько сильнее воздействие его стихов на слушателя, когда он это делает с гитарой, просто как-будто он мне открыл глаза. То есть когда он кладёт стихи на какой-нибудь ритм, музыкальную основу и исполняет. И подумал — может быть попробовать делать тоже самое? Вот в этом смысле был элемент подражания. В других смыслах нет. Я пою о том, что меня интересует, и никогда, никому не подражал ни в выборе проблем и идей, ни конечно, в подражании голосу\».
Стихи, музыка, артистизм, голос — это всё нельзя разделить на составные части. Существуя в нём каждый в отдельности и органически соединяясь в одно целое создавали свою особую симфонию. \»Когда на наших глазах играл и пел Высоцкий, мы видели как телесную оболочку стремится разорвать человеческий голос. Вблизи это зрелище было почти страшным. А издали, из последних рядов зрительного зала оно казалось вообще не реальным — какой-то невесомый комочек тела, быстрая, звериная лёгкость поступи и, вместе с тем устрашающе мощная сила звука\» — так писала о нём Н.А.Крымова — одна из первых исследователей творчества Высоцкого.
К великому сожалению, мне не пришлось увидеть ни одного спектакля с его участием. Но мне посчастливилось побывать на его концерте. Он не любил называть эти встречи концертами. Тем более, что он ездил с ними по стране без каких либо контрактов ни с Министерством культуры, ни с госконцертом — только на личном энтузиазме и содействии близких друзей.
Это было в Узбекистане, в молодом, строящемся городе Навои. И это был его второй приезд в этот город. Первый — в 1973 году и второй в 1979 году. Я была на втором концерте. Муж мой отказался пойти на концерт (из-за моральных \»сдвигов\») отчего мне было грустно. Я сидела в 7 ряду зала. Мне в какой-то миг показалось, что Высоцкий уловил, ощутил моё состояние одиночества какими-то внутренними флюидами, его взгляд серых глаз на какой-то миг остановился на мне, продолжая петь, он как бы подбадривал меня, — что вовсе не так уж всё плохо на этой земле… Помню женщина с ребёнком стала уходить из зала (надо полагать по необходимости). И Высоцкий, уже обращаясь к ней сказал: — Женщина, не уходите, у меня есть песни и для вашего малыша и запел что-то из детского репертуара.
Было много цветов и запомнилось следующее: одна девушка понесла цветы, не поднимаясь на сцену, подошла к певцу и, не дожидаясь когда Высоцкий возьмёт букет, просто положила его почти у его ног. Владимир Семёнович заметил: — Ну, вот, совсем как к памятнику.
Тогда ещё мелькнула мысль — не хорошо это. Это было ровно за год до его кончины. О его смерти я узнала когда мы с мужем были в отпуске у его матери под Ленинградом — в Кингисеппском районе. Пошла утром за молоком; помню когда я шла по улице, меня окликнула соседка. Они были дачниками в этой деревне — только летом проживали, а зимой в Ленинграде. Вот её муж ночью поймал голос Америки, который и сообщил эту новость. \»Допелся алкаш\» и что-то еще в этом роде добавила. Я вернулась без молока…
Был год Олимпиады и кончина \»какого-то менестреля\» не должна была перекрывать значимость большого события…
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
а память, как колодец глубока,-
попробуй заглянуть -наверняка
лицо — и то — неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно,
может только беспристрастный суд.
Осторожно, с прошлым осторожно,
не разбейте глиняный сосуд.
(Из сборника \»Кони привередливые\»)
*менестрель (menestrel) — Во Франции и Англии в средние века — странствующий певец, музыкант или поэт.
Мой плэйкаст:
http://www.playcast.ru/view/1060833/e7b9ee960c52d9a692ee7c6e734a2d167c8eacc5pl
Плэйкаст muusika:
http://www.playcast.ru/?module=view&card=948499&code=8bf18d709670bfc9901bbed57dfd64228aa307f2
http://www.youtube.com/watch?v=eb3HSbCRnZY