Максимы

Поэма
Вино, вина, Венеция, вендетта –

Красавица слегка полуодета

На всех картинах классиков пера.

Что привлекает в женщине? – загадка! –
Поэма
Вино, вина, Венеция, вендетта –

Красавица слегка полуодета

На всех картинах классиков пера.

Что привлекает в женщине? – загадка! –

Позволено отдаться без остатка

Лишь вне холста, но там – et cetera!
А помечтать, приподымая взором

Сокрытое за скромным разговором,

Весьма полезно в поздние лета –

Мир обитаем, даже если таем –

Из умолчаний, созданных Китаем,

Рождаются искусство и тщета.
Переживать былое – труд напрасный!

Орел клекочет, ропщет сокол ясный,

Двулики их деянья и мечты, –

Так поле корешками небогато,

Вершки до обмолота – что палата,

И к осени те пажити пусты.
Избыточность не радует, скорее

Усталая поникнет Лорелея

И отвернется личиком от нас.

Греши до первой трещины на чаше –

Сухая глина в час прощанья краше

Того, что прежде радовало глаз.
И я в ночи, зажмурившись, не слепну,

Как будто занедужил, но окрепну,

Испив травы зеленое вино. –

Истории живительна отрава,

Бессмертию она дарует право

Лукавить, если помнить суждено.
И я не откажусь черкнуть заметку,

Что яблоко, покинувшее ветку,

В неведомую землю уплывет,

Прикинется улыбкою младенца,

Музыкой то художника, то венца,

Красавицей, танцующей гавот.
II
Разделимся на всё и наконец-то! –

Так возле сорока уходит детство

За пухом одуванчиковым вслед. –

Не прекословь, черту пересекая,

Цена за перевалом никакая –

Цепочка обрывающихся лет.
Одни пестры и обликом убоги,

Другие проживаются в тревоге;

Безумии, потерянности часть –

Пора меж отцветанием и севом,

Еще зима не разразилась гневом,

Не разделила молодость и власть.
Мы властвуем по младости сердцами –

Пора волчице каменеть сосцами,

Имперски набирая оборот,

Растущий опыт сдержан и порочен,

Сосуд не каменеющий непрочен,

И камнепад накроет от щедрот.
С годами проявляется сиротство –
Единственное меж полами сходство,

Еще одна теория добра,

Что нажито – живет себе отдельно,

Меняет воплощаемое цель, но –

Желания закончились вчера.
Глициния, цветущая лилово,

В садах Китая формирует слово

Изгибами подсушенных лиан –

У нас она растет почти без смысла,

Поэтому поникла и провисла,

И хочется мне молвить, как Виан:
Здесь свет по коридору без изъяна,

От бузины волною до бурьяна,

От серой мыши к огненным теням –

Случайное с несбывшимся в расчете,

Лиловую черту пересечете,

Теряя счет сменяющимся дням.
III
Романтика преследует, как воздух

Младенцев, задыхающихся в гнездах,

Не держится полян ее размах –

Каракулями каменные джунгли

Испачканы на зависть Джомолунгме,

Державен мир сумятицей в умах.
Ни пошлость, ни экстаз не панацея,

Теряет равновесие Цирцея

И думает отнюдь не головой –

Прелестница! Колдунья! Чаровница! –

У мандрагоры вырастают лица,

Одежка перепачкана травой.
Прогулка по кладбищенской тропинке,

Фонариком подсвеченные снимки,

По случаю зачатое дитя, –

Фантазия не знает чувства меры,

Вкушают плоть реальности химеры,

Романтика не требует гвоздя.
Легко ли дорасти до идеала,

Торгуясь с мирозданьем, как меняла,

Вычерчивая линии судьбы? –

Гордиться и раскаиваться нечем,

Испорченное незаметно лечим,

Всех слабостей – охота по грибы.
Ни «посмотри, как лист кружит последний,

Длись, город мой, в лучах заката медли,
Из сумрака мучительно плыви», –

Красиво, но случается иначе –

Романтика оболами на сдачу,

И некуда укрыться от любви.
Остыли угли летнего пожара –

Еще небес не меркнет Ниагара,

То тут, то там сияют острова,

Обыкновенно всё, что совершенно,

Цирцею опекала Мельпомена –

И, в общем-то, она была права.
IV
Гусиной лапкой писано по пыли,

Что изменилось всё, что мы любили,

Пустынны и палестры и сады

Тревожит ветер листья и иголки,

И девочкой в испачканной футболке

Последние зеленые следы.
Еще на моль не трачена ангора,

Угадана мечтателем опора,

И мир перевернулся невзначай –

Ни реки вспять, ни горы по сусекам –

Желание остаться человеком,

И как преображенье ни встречай –
Привычка оскудения плачевна,

Нас чудище охватывает зевно,

Остатками насытится Аид,

С Голгофы убывает промежуток,

Из мифа в миф, поскольку, кроме шуток,

Не изморозь – дыхание парит.
Не сотвори из каменных царапин

Скрижалей бога или кожных крапин –

Подуй, сотри движением руки. –

Подумаешь – написано без страсти –

Разъять вновь сотворенное на части –

В стихиях оживают пустяки –
Огонь в сухих дровах, твоих ладонях,

Ветр кружит в нескончаемых погонях,

То лед, то влага держит и несет,

Истертый камень в трещинах, ожогах,

И музыка в оставленных дорогах,

Прижавшийся к фундаменту осот.
Приникни к аромату базилика –

Пока не задушила повилика,

Ничто не помешает рисовать,

Ни месяц на подъеме и в ущербе,

Ни ведьмино проклятие на вербе,

Ни вечная привычка пировать.
V
Оставьте на прощение надежды –

Иных божеств на нас сомкнуты вежды,

У прочих кроме веры – ничего,

Летейских любомудров ждет экватор,

А там не за горами реформатор,

Манон Леско, Гобсек, аббат Прево –
Все страсти суть вложенье капитала,

Когда душа от благости устала

И мешкает меж сумраком и тьмой. –

Грешно ли ошибиться в ослепленье,

Красавицей ли, яблоком ли, тенью,

Заброшенной дорогою домой.
Алхимии запас неиссякаем! –

Пред готикой на время умолкаем,

Бессильны на испанский сапожок,

Манила чудесами лженаука,

Докатываясь капельно до внука,

Переходя растительно в снежок.
От нефти на лечение до газа –

В который раз на дно ложится ваза,

Кораллами рвет письменную речь,

И что ни размещаем за вратами –

С желаемым меняется местами,

Какому из пророков ни перечь.
И сам располагаешься у входа,

Смотря столпотворение народа,

Угадывая близких и чужих,

Избыток распадающейся ткани

Уносится шипением в органе,

Соборы разрастаются, что штрих
Под ретушью – под куполом не тесно,

Во всем находим смысл, что интересно,

Исполнены событиями дни,

Ткань свыше льют эоловы попытки,

Игла снует и полотна в избытке,

Как будто мы на площади одни.
VI
Превыше всех свобода одичанья! –

Пути зерна не требуют молчанья,

Когда еще прервется оборот! –

Немного ряби – и разверзлись хляби,

В Шотландии похабничает габби,

А мы мычим, не раскрывая рот.
Стеснительность – что рог единорога,

Хорошей драки не бывает много –

Фантазией восполнится пробел,

И женщины хорошие без счету –

Когда Господь с ребром творил работу,

Воистину, не ведал, что хотел!
Беру пример с традиции – не ведать! –

Любил Крылов за баснями обедать,

Промакивать манишкою мораль,

Ему в строку, хотя Рабле – простится –

Гаргантюа не следует поститься,

Желудком знаменит великий враль!
Что отличает эпос от анналов? –

От Оссианов, Гелиогабалов

Нам остается некий образец,

А выдуман ли, нет – процесс запущен,

Так Пушкина переживает Пущин

И Огарева Герцен из сердец!
Повсюду знаки – следовать по кругу,

Для музыки изобретая фугу,

Мы выход из себя изобрели –

Невидимое обрастает смыслом,

Гармонию оправдывая числам,

Из праха поднимая горсть земли.
А большего идущему не надо –

Плодами увядающего сада

Молчание глядит на небосвод

И, звуками вращению переча,

Роскошествует паузами речи,

Над музыкой вздыхает и живет.
VII
Андроидами свет за облаками –

Никак не уследить за сквозняками,

На притолоке мелкая возня,

Проплешинами сыпется известка,

Посмотришь – и бессонницею жестко

Красавица раскинулась, дразня.
Урал, Уран – везет гипербореям! –

Не падалица корчится по реям,
Но легче выживать по берегам,

Медведицу встречать тореадором,

Без памяти гордиться термидором,

Заказывать забвение снегам.
Затем дожди. – Понятное привычно, –

Мировоззренье в детстве синкретично,

Потерпишь – и закончится само,

Не схлопнется, но несколько ослепнет,

Подвинется фундаментом на пепле,

Засмотрится в разбитое трюмо.
Титанов одолела летаргия,

Прохожих развлекала литургия,

На юге хорошо по вечерам –

Так сумрачно, и тихо, и безвидно,

Что за сиянье северное стыдно –

Скитаемся по стынущим мирам.
Прибереги дуальность для примеров,

Гуигнгнмов обращая в Гулливеров,

Затем Руссо и дети тростника,

Рапсодия заранее не фуга,

Забвение – лекарство от испуга,

И странствовать – идти издалека.
Стоять на месте – сеять или строить,

Пусть не андроид свыше – астероид,

Не к ночи будет сказано, пылит,

Но теплится еще одно мгновенье,

Восхищено многоголосьем пенье,

И некому дотронуться до плит.
VIII
Затронет ли портрет метаморфоза? –

Исследуя пути метемпсихоза,

Поговорим о красках и холсте,

О странствиях, о взлетах и провалах,

О залах ожидания и залах

Служения Великой пустоте. –
Что может быть описано, то может
Быть сказано, начертано на коже,

Сворачиваться в звуки, письмена,

Вернувшись к поучительности квеста,

Используем и действие и место,

Привычно осуждая времена.
Я равнодушен к власти над умами, –

Так облако за дальними домами

Вниманием не балует поля. –

К чему уподобление стихиям? –

Уж лучше так, чем Воландом ли, Вием

Провидеть, как смеркается земля.
От одного портрета до другого –

Что Маха до и изнутри алькова,

Чужая Вам, но музыке близка,

Ей выпала нелегкая работа –

Посматривая в четверть оборота,

Печалиться о нас издалека.
Из вечных тем, что нас влекут загадкой,

Лишь женщина пленительна украдкой,

И равнодушны прочие грехи –

Поговорим о жизни и о смерти,

Царь-колоколом вторя Старой Берте, –

И полно тратить день на пустяки.
Ни зеркало, ни холст, ни гладь морская

Не отразят, как с шелестом песка я

С изнанки пробираюсь через лес,

А там воспоминания, надежды,

И застываешь на портрете между

«Прости меня» и «мне тоскливо без».
IX
Поражены чужими чудесами,

Мы словно наблюдаем за весами,

Не ведая, что предвещают взлет,

Падение – всё прихоть и причуда,

И в никуда уходит ниоткуда

В безветрие качающийся плот.
Плодами эфемерными играя,

От ада изгоняемы до рая,

Творцы иллюзий трачены судьбой –

Прикованы к своим кистям и краскам,

Разыгранным трагедиям и маскам

И к гибели под флейту и гобой.
Но что есть смерть? – весы не шелохнутся,

Что уходить на полдень, что вернуться

Из сумрака – поступок невесом,

Часы идут, указывая сроки,

И чаши – что ступени на пороге

Пред путником, не узнающим дом.
Попробуем переменить картину,

Иллюзии сплетая воедино,
Безмерно уплотняя матерьял, –

Возможно ли химер одушевленье? –

Уходит за пороги поколенье,

И я уже немногих потерял,
Кто был мне дорог. – Время не играет –

Внизу избыток – это сверху тает,

Звезда сияет, но не от щедрот. –

Не чаши сообщаются – сосуды,

И, как сознанье дремлющего Будды,

Одна реальность движется вперед.
Всё остальное смертно априори,

Поэтому нуждается в опоре

И ищет восхищения в умах,

Грозя какой-то карой нечестивцу,

Даруя одиночество счастливцу,

Рисуя свет в оставленных домах.
2010


Добавить комментарий